В сети сейчас бродит некий задушевный текст, посвященный моему поколению. Да, там все про нас, можете аплодировать. Те, кто не пережил, тому никогда не понять.
Но время ностальгий лично для меня прошло, осталась только память и сожаления о том, что этот мир никогда не увидят наши потомки.
Если кто-то еще не в курсе о чем речь, можете насладиться:
«Среди нас есть люди, которые родились в 50/60-х гг. XX века!
Воспитывались в 60-х.
Учились в 70-х.
Женились и выходили замуж в 80-е гг.
Работали в 80/90-е, а многие работают и по сей день!!
Они меняли мировоззрение в 90-е.
"Прозревали" в 2000-х.
Удивлялись в 2010-х гг.
И не сдаются в 2020-х годах!!!
Пережито:
- почти 7 разных десятилетий;
- 2 разных века;
- 2 разных тысячелетия.
Пройден путь от отсутствия домашнего ТЛФ, затем с диском на тумбочке в прихожей -
до смартфона у каждого в руках.
Далее,- заказа телефонного звонка по 07 через “межгород” до видеозвонков в любую точку мира.
От диафильмов и слайд-шоу до Youtube.
От виниловых пластинок до онлайн-музыки.
От рукописных писем до электронной почты, WhatsApp и социальных сетей.
От прослушивания новостей по радио, отсутствия телевизора в доме, до просмотра черно-белого телевидения, а затем и телевидения высокой четкости.
Когда-то они ходили в «Видеоклуб» и теперь смотрят Netflix.
Они фото снимали на плёнку, знали как напечатать фотокарточки и берегли их в альбомах.
При них появились первые компы, перфокарты, дискеты, флешки, а теперь у них в руках гигабайты и терабайты на мобильных телефонах или iPad.
Они носили мини юбки, макси юбки, бермуды и лосины.
Они ходили в валенках, ездили в них на лыжах и роликовых коньках "Снегурках", а теперь их дети катаются на сноубордах, горных лыжах.
Ездили на автомобилях с ручным приводом, без электроусилителя руля, без АБС, без ремней и подушек безопасности, без подогрева сидений, без климат контроля и на одних колёсах зимой и летом.
А теперь ездят на электрических самокатах, моноколесах, скутерах и автомобилях, которыми управляет компьютер.
Они избежали инфантильного паралича, менингита, оспы, гриппа H1N1 и лихорадки западного Нила, выжили в пандемию 2020 года/ второго тысячелетия.
Да! Такие люди прошли через многое, но какая замечательная и интересная жизнь у них была и есть!
Это поколение смело может назваться "Особенным"!
Мы, те которые родились в том мире 50/60-х, у кого было аналоговое детство и цифровая взрослая жизнь.
Они являются своего рода “абракадаброй”, в буквальном смысле слова.
Это поколение прожило и пережило больше, чем любое другое в истории человечества в каждом измерении жизни. Именно это поколение адаптировалось к любым изменениям. ВЫВОДЫ:
1. Они ОСОБЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ, которое было и остаётся уникальным, несмотря ни на что!
2. Аплодисменты всем, кто родился в 50/60-х и живёт до настоящего времени!»
Знаете, чем то время отличалось от нынешнего? Мы были свободны, как вольный ветер, мы с малолетства учились сами нести ответственность за свою жизнь, безопасность и последствия. Можете, к примеру, представить себе, что сейчас, в наше время, вы даете своему ребенку 5-6-7 лет острый кухонный ножик, а он бежит с ним во двор играть в «ножички»?
Я до сих пор с недоумением и вопросом слушаю предупреждения об «оранжевом уровне опасности» при -25: «И что это было? Воспитание одуванчиковых?». В моем детстве в Москве почти каждую зиму бывало по несколько дней -30, мы радовались, потому что можно было не ходить в школу, брали санки и бежали кататься на горку. И вот это нынешнее на каждом шагу «тут ступенька, не споткнись», «сюда не ходи, ты туда ходи» выглядит как забота-забота, но на самом деле насквозь лживо и чревато неочевидными последствиями, избавляет от необходимости лишний раз самому подумать и самому нести ответственность, лишний раз задавать себе вопрос: «А дальше что?».
Я думаю о том, что аналоговый мир закончился, а тот, цифровой, в который мы бежим очертя голову, мне не нравится. Конечно, можно в любом мире «находить хорошее», изо всех сил стараться «жить позитивно», но факт остается фактом и никуда от этого не исчезает.
Посмотрела сериал о нашем возможном недалеком будущем «Лучше, чем люди», о мире, где биороботы стали вещью обыденной. Фильм снимался, похоже, по заказу Сбера, в главной роли сберовскую Алису заменили продвинутым человекоподобным биороботом с ИИ Ариса (что характерно, китайского производства, привезенная в Россию контрабандой)), и все автозаправки там тоже уже принадлежат Сберу. Однако фильм занятный. Интересен с точки зрения тематики и проблематики. И вопросы, поднятые в фильме, отнюдь не праздные.
Фильм о взаимодействии мертвого и живого, о стирании границ между ними, о неизбежной путанице в головах людей. В чем разница между человеком и самой продвинутой железкой? Что будет, если человек станет направлять всю свою любовь не на живое, а на железяку? А если эту железяку научат испытывать чувства и эмоции? Зачем тогда планете человек? Кто будет главным в этом мире? Как далеко может зайти прогресс и что в итоге? Как может даже самый продвинутый бот понять всю сложность человеческих взаимоотношений? А если поймет, то что тогда? А начнет сам принимать решения без участия человека и вопреки его воле?
В фильме есть группа ликвидаторов, подобных луддитам в Англии в начале 19 века, ломавшим машины. Эти объявили войну роботам. Результат был бы предсказуем, если бы они не были зависимы от людей с иными интересами и не действовали в их интересах.
Да, прогресс остановить нельзя, это будущее неизбежно (если доживем, что пока неочевидно). Но все будет далеко не так радужно, как в кино (хотя и в кино далеко непросто).
Робот, обладающий искусственным интеллектом (а по слухам уже создано и искусственное сознание, как говорится, почувствуйте разницу), возможностями, которые и не снились человеку, способный, например, сделать сложнейшую хирургическую операцию и спасти чью-то жизнь, это великолепно.
И все было бы исключительно замечательно, если бы не одна маленькая проблемка, главная способность человечества - извратить любое благое дело. В мире существует достаточное количество рептилоидов людей, наделенных неограниченной властью, и начисто лишенных эмпатии и прочей подобной «чепухи».
Ключевой вопрос «кто хозяин бота, каковы его цели» остается ключевым.
И вопрос, что еще нас ждет на этом славном пути, тоже остается открытым.
Я долго хранила школьные дневники своих детей с гневными замечаниями учителей, написанными красной ручкой: «Смеялся на уроке!!!» Теперь у внучки нет никаких дневников, вся информация в чате. И самое страшное проклятие среди подростков: «Я удалю тебя из друзей!»
Я помню, как соседский мальчишка, когда я была еще совсем маленькая, кричал под окнами: «Тенечка! Королевочка моя! Выходи гулять!» Помню, как однажды, прыгая с мальчишками с крыши сараев, не очень удачно приземлилась. Помню, как года, наверное, в четыре меня положили в больницу удалять гланды, помню, что нашла в тумбочке карандаш с одной стороны синий, с другой красный (были такие завода «Сакко-и-Ванцетти») и рисовала им на крашеной стене палаты звезды со спутниками, за что в наказание мою кровать выкатили в коридор.
А еще я помню вкус нектара из цветков крапивы.
Теперь же стоит только пикнуть, например, здесь, в ЖЖ, что-то про медицину, как тут же получаю СМС на телефон(!) и коммент к посту с приветом от Департамента здравоохранения с предложением «помочь в решении данного вопроса». Если остальные службы обычно помалкивают, когда им публично перемывают кости, это вовсе не означает, что они не «записали информацию» и им неизвестно сколько раз за ночь вы сходили пописать и что вы написали на заборе и сказали где-то о своем недовольстве чем-то.
Теперь каждый из нас имеет цифровой след, «нас всех давно посчитали», без суеты и в полной тишине идет процесс накопления данных.
И это мы еще начало большого пути не преодолели.
А я помню, как в старших классах школы мы проныривали в кинотеатр на фильмы «дети до 16...», где верхом разврата были поцелуи. Помню, как я маленькая разглядывала невероятные морозные узоры на окнах у бабушки, помню хлопчатобумажную тюль, оранжевый абажур, бабушка на кухне возится с пирогами, а я включаю радиоприемник и слушаю детские радиопередачи «В гостях у сказки», «Радионяня». А дома у нас был немецкий сервант с полукруглым стеклом и черно-белый телевизор «Рубин», к которому надо было подходить, чтобы переключить программу.
Мои дети и внуки теперь у себя дома говорят: «Алиса, включи музыку», - опуская римскую штору на пластиковом окне, на котором никогда не бывает морозных узоров.