Антигона

May 27, 2023 11:23

«В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской - закон, и неписаный закон - выше писаного». Неписаный закон - вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон - в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».
«Придя в этот мир, человек сталкивается с рядом вечных вопросов и рядом внутренних и внешних конфликтов. Например: каким законам следовать? Законам, установленным людьми или данным нам Вселенной? Что важнее: чувство долга перед людьми, или чувство долга перед небом? И какое место в нашем мире занимает любовь?»

Постановка в Учебном театре Щукинского училища.
С точки зрения зрителя XXI века - «много шума из ничего». Хотя предыистория происходящего кровавая - два сына Эдипа - Этеокл и Полиник сначала порешили отца, потом поубивали друг друга. Но все это «за кадром», а собственно пьеса о том, что следующий царь - Креонт - повелевает одного из них похоронить с почестями, как героя, другого оставить без захоронения на корм птицам и зверям. Антигона - дочь Эдипа, сестра тех двух братьев и по совместительству невеста сына Креонта - решается закопать Полиника вопреки приказу царя, зная, что наказанием будет смерть, ничего не зная при этом о «выдающейся» жизни братьев.
То есть с нашей точки зрения вопрос прост: закопать - не закопать. Единственный недостаток пьесы, на мой взгляд, - отсутствие интриги в сюжете, все известно с самого начала - «все закончится хорошо, все умрут».

Какой выбор дόлжно сделать? Жизнь или смерть? Ради чего? Ради борьбы за идеалы? И сейчас всё, как тысячи лет тому назад - цели обеих сторон могут оказаться ошибочными - одной в следствие недостаточной информированности, другой в следствии переоценки собственной стратегии и значимости собственных поступков для судьбы государства.
Страдания юного создания - семнадцатилетней Антигоны, не имеющей еще никакого жизненного опыта, не представляющей себе еще всю сложность и «многослойность» жизненных ситуаций, воспринимающей события «однолинейно», нам кажутся через чур наивными и по-юношески максималистскими.
Страдания царя-диктатора, вынужденного отдать на заклание близких людей в угоду политическим интересам, показались мне «пережитком прошлого» (не действия, чувства).
А в итоге неправы обе стороны. Юность совсем не понимает ценности жизни, «мудрая старость» оказывается совсем не мудрой, теряя из-за собственной «твердолобости» всех самых близких.
А как же надо? Как правильно?
Я бы, наверное, больше поняла бы Антигону, если бы она выбрала ту же цель, но обладая всей полнотой «базы данных». С другой стороны Антигона - символ жертвенности и силы, которая не дает пойти против законов морали.

Итоговый смысл: неписанный закон выше писанного. А так-то посмотришь на современных деятелей, трясущихся над своими бездарными и никчемными чадами, не имеющими за душой ничего, кроме непомерного самомнения, и начинаешь сомневаться в правомерности данной сентенции. Похоже, что из «чтить богов, любить родных, жалеть слабых» современные «цари» простигосподи выбирают только второе, никаких законов морали, и из писанных законов вообще ничего. У Креонта хотя бы достойная цель была. У этих и того нет.
Может быть слабость нашего общества как раз в осутствии своей Антигоны?

Студенты молодцы, спектакль отличный. Очень интересно объединили далекое прошлое и современность, вплетая и переплетая древнегреческие мотивы с современной музыкой и танцами, создав вполне современную постановку в духе древней Греции. И помимо главной идеи добавили в спектакль множество других идей и смыслов.



DSC05512.1.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Искусство, Культура, Литература, Творчество, Философия жизни, Театр

Previous post Next post
Up