Марфино

Jan 10, 2022 08:03

На территории усадьбы Марфино располагается военный санаторий. Попасть на территорию можно через КПП, выписав там пропуск по паспорту. Теперь на вход требуют кур-код. Лет несколько тому назад люди писали в инете, что легко попасть туда через многочисленные дырки в заборе. Весь забор на целостность мы не изучали, но похоже, что дырки заделаны. Однако пруды сейчас (естественно) замерзшие, и по льду к усадьбе ведут уверенные, хорошо протоптанные тропинки. Должно быть, работникам санатория хорошо известно об этом, но массово просочившихся туда не расстреливают - проверено на людях.

Усадьба Марфино - это архитектура, сочетание классицизма и псевдоготики, белокаменная лестница, спускающаяся к пруду, грифоны, регулярный парк с прудами, старинная аллея с вековыми липами, романтические беседки на высоком берегу. Это тишина, красота и умиротворение.



DSC06877.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU




DSC06867.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06868.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06869.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06870.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06875.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Впервые село упоминается в XV веке. Тогда это место имело два названия - Марфино и Щибрино.
В XVI веке Марфино принадлежало воеводе при Иване Грозном - боярину Василию Головину.
С 1698 года развитием усадьбы занимался воспитатель Петра I Борис Голицын.
В 1728 году имение перешло графам Салтыковым.
В 1812 году разрушенное наполеоновскими солдатами Марфино досталось дворянской семье Орловых.
После смерти графа Орлова в 1831 году владением занималась Софья Панина.
В 1918 году усадьбу национализировали и вывезли ценности в Исторический музей на Красной площади.
С 1933 года здесь располагается центральный военный клинический санаторий.

При фельдмаршале Петре Семеновиче Салтыкове в Марфине был создан обширный архитектурный ансамбль в стиле классицизма: возведен усадебный дом, при участии датского садовника разбит регулярный парк с двумя беседками, сооружена Петропавловская церковь, построен мост через пруд. Хозяин устраивал пиры, на которых могло собираться до трехсот гостей, забавлялся псовой охотой. Его сын, Иван Петрович, московский генерал-губернатор, прославил Марфино домашним театром, на постановки которого съезжались гости со всей столицы. Николай Карамзин, пьесы которого не раз ставились на сцене театра, часто бывал в усадьбе, и даже написал водевиль «Только для Марфино».



DSC06872.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06871.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06878.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06881.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06884.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

В середине XIX столетия в Марфино вдохнула новую жизнь ее новая хозяйка, графиня Софья Владимировна Панина (Орлова). При ней усадебный ансамбль был фактически создан заново. Для работ был приглашен ученик Доминико Жилярди архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (автор Ивановского монастыря, церкви Алексия, человека Божия на Красносельской). Мастер увлекался псевдоготикой и заново возвел главный дом в «готическом вкусе».
На самом деле имя архитектора неизвестно, Быковский - это лишь одна из версий. Некоторые считают автором М.Ф.Казакова.



DSC06882.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06885.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06886.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06895.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06892.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06891.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06887.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06888.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06896.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Последней хозяйкой Марфина была правнучка и полная тезка Софьи Владимировны. Судьба ее сложилась очень интересно. Софье Владимировне Паниной выдалось жить в самую «горячую» эпоху: она родилась в 1871 и прожила 84 года, умерев в Нью-Йорке.
Ее метко прозвали «красной графиней». В 1917 году она стала единственной женщиной, которая работала во Временном правительстве - была сначала товарищем министра государственного призрения, а позднее - товарищем министра народного просвещения. В ноябре 1917 года Панину арестовали как одного из руководителей партии кадетов. Софья Владимировна отказалась передать большевикам денежные средства министерства, поместив их в иностранный банк с условием, что выданы они могли быть только «законному режиму». Учитывая ее заслуги перед страной, власти отпустили Панину, но вскоре после этого она была вынуждена уехать сначала на юг страны, а потом эмигрировать в Европу и Америку. В Нью-Йорке Софья Владимировна участвовала в основании Толстовского фонда, работала с видными русскими эмигрантами, среди которых были Сергей Рахманинов и Борис Бахметьев. Она помогала адаптироваться новым эмигрантам, помогала им найти работу, учила английскому языку.



DSC06907.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06911.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06913.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06916.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06918.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06919.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06923.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06924.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06927.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06929.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06933.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06934.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC06938.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Храм Рождества Богородицы строил крепостной архитектор Василий Белозеров в начале 1700-х годов, но судьба архитектора сложилась трагически.



DSC06939.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

По преданию, его работа не понравилась Голицыну, и мастер был насмерть забит кнутом. Вот как писал об этом историк Юрий Шамурин в 1912 году: «В судьбе несчастного Белозерова, по-видимому талантливого художника, есть страшный смысл, с поражающей глубиной врывающийся в психологию русского культурного рабовладельца XVIII века.  Он (Голицын) хотел делать святое дело, он строил церковь и не остановился перед убийством…. Строя церковь, не Богу служил князь Голицын, а себе, своей славе, своему величию; но может быть, строя церковь, он засекал Белозерова «во славу Божию», во имя благолепия храма; засекая холопа спокойно, с чистым сердцем, как провинившуюся собаку, не считая его равным себе, поклоняющимся Богу человеком? …Как бы то ни было, но в этом факте открывается такая бездна демонизма, которая снимает последние прикрасы с той лицемерной религиозности, о которой говорили люди XVIII века…»

На территории усадьбы проходили съемки сцены «Бал у Сатаны» фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита» 1994 года.



DSC06943.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

* Использованы материалы:
https://travel.riamo.ru/napravleniya/dmitrovskoe/usadba-marfino
https://s-t-o-l.com/material/5832-usadba-marfino-i-eye-istorii/
https://anashina.com/usadba-marfino-1/

Парки, Храмы, Подмосковье, Дворец, Моя страна, Памятники истории, Марфино, Путешествие, Зима

Previous post Next post
Up