Московские истории

Oct 13, 2021 09:02

Из двух Толстых своё предпочтение я отдаю Алексею Николаевичу. На мой взгляд он ближе к «божественному замыслу», просто сам по себе. Но это моя личная точка зрения. И речь сейчас пойдет не о Толстых.
Всё началось с того, что в разговоре вспомнили повесть Алексея Толстого и давно всеми забытый фильм «Гадюка» 1965 г. Очень интересно пересмотреть его сейчас с новыми представлениями и запросами. Он и теперь не такой уж устаревший, как может показаться.
Просто удивительно, насколько Алексей Толстой многогранен. Тут сошлось: и что есть гражданская война вообще, в принципе, это вам не бродилка-стрелялка; и суть женщины, и измена её гендерной роли, своей природе; и «что сильней - битва с оружием в руках или слово?»; и «новые-старые» люди в новом мире; и любовь, и одиночество, и невостребованность; и ещё много чего.

В наш век сила слова актуальна, наверное, как никогда. Так же, как и проблема «лишних» людей - людей «невписавшихся в рынок», как тогда в «новую жизнь» (с точки зрения психологической, разумеется). И даже уж бог с ними, с гендерными ролями, хотя, тоже не последнее дело. Для современной женщины, по моему убеждению, очень важна самореализация в социальной сфере, в профессиональной деятельности, но, если она «нелюбима и не нужна», всё это уходит на второй план, а то и вовсе теряет смысл.
К слову, в отличие от Льва Николаевича, у Алексея Николаевича женщины - отнюдь не «одуванчиковые» и не «кисель овсяный» (но есть и спорные персонажи). Собственно, у него все герои достаточно харизматичные.
Главная героиня - Ольга Зотова - в повести Толстого одна, в фильме другая. Однако оба образа важны и оба имеют право на существование.

И вот в связи с этим фильмом всплывает фамилия актрисы, сыгравшей Ольгу Зотову - Нинель Мышкова. Нинель - это «Ленин» наоборот, если читать с конца. Но ее называли сначала Евой, позже Нелли, ей так больше нравилось. Помните Ильмень-царевну в «Садко», Марью-искусницу, Лиду в к/ф «Дом, в котором я живу»?
Её отец Константин Романович Мышков - кадровый военный, генерал-лейтенант артиллерии. Погиб в августе 1942 г. под Сталинградом, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. О нём есть небольшая статья в Вики, о матери - Наталье Васильевне, родом из обедневшей дворянской семьи - и вовсе почти ничего не пишут. Они оба остались «отцом и матерью Нинель Мышковой».
Отец, Константин Романович Мышков, получил квартиру в самом центре Москвы - на Чистых прудах в доме 12. Этот дом навсегда останется домом для его дочери.



DSC05377.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC05376.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Это был дом жилищного кооператива «Военный строитель». Построен в 1936 г., заселён красными командирами.



DSC05380.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC05387.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Красавица Нинель страстно влюблялась. Потом оставляла своих мужчин. Первым её мужем был Владимир Этуш. Он рассказывал: «Я пришел с войны, а она училась на первом курсе. Она - это Нелли Мышкова, ставшая потом известной актрисой. Мы с ней прожили четыре года. Она от меня ушла. Разлюбила. Но поначалу была в меня влюблена, как не знаю кто. А я к ней спокойно относился. Но как только начал в неё влюбляться, у неё появились другие мужчины. Она ушла от меня к одному композитору. А от него, в свою очередь, потом тоже ушла».
В её жизни было четыре мужа, вихрь страстей, она была любима и нужна.

В это сложно поверить, но красавица Мышкова, как свидетельствует её сын, была настоящей «очумелоручкой»: «Матушка была хозяйкой себя и всего вокруг. Она всё умела делать своими руками. Легко управлялась с молотком и дрелью, забивала дюбеля, вешала шторы, делала ремонт, реставрировала мебель… Было очень сложно с мастерскими - сама чинила обувь. Любила и чисто женские занятия: искусно вышивала, вязала. Прекрасно шила: все свои вещи шила собственными руками. Даже шубы».

Четвёртым и последним мужем Нинель Мышковой был Виктор Илларионович Ивченко - именно он снял фильм «Гадюка».
Уход Ивченко четко разделил жизнь Нинель Константиновны на две части: радость и печаль. Она замкнулась в себе. Никаких попыток устроить личную жизнь после смерти Ивченко Нинель Константиновна не предпринимала.
В 1982 году Нинель Мышкова в последний раз снялась в кино - в роли Валентины в детективном сериале «Гонки по вертикали». А затем её настиг новый удар. Нинель поразила страшная болезнь - прогрессирующий склероз. Она перестала узнавать людей, перестала ориентироваться в жизни.
В 1986 году сын получил назначение на должность пресс-атташе советского посольства во Франции. Уже тяжело больную маму он забрал с собой. Нинель Константиновна всю жизнь очень любила эту страну, прекрасно знала французский язык, которому её учила еще мама-дворянка. В анкетах Мышкова с полным основанием писала: «Владею французским, украинским, польским».
Сын забрал мать к себе и окружил её заботой. Константин возил её по лучшим специалистам Франции, но везде слышал одно и то же - эта болезнь неизлечима. Так она прожила 20 лет…
3 сентября 2003 года Нинель Мышковой не стало.

* При написании использованы материалы:
https://xfile.ru/x-files/ussr/rokovaya_gadyuka/
https://www.mmsk.ru/people/unit/?id=47085
https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=13391
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9D%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Москвичи, Искусство, Культура, Литература, Кино, Культурное наследие, Судьба, Творчество, Люди, Бульвары, Москва

Previous post Next post
Up