Дубна. Часть 2

Sep 25, 2018 10:26

«Советский Беркли», «советская Женева», «советский Кембридж» - так называли Дубну. Город был закрытым, но в то же время буквально наводненным иностранцами (пусть в большинстве своем и из социалистических стран) и всегда славился не только достижениями в фундаментальной науке, но и особой атмосферой свободы.
Институтская часть (дубненцы, как правило, используют аббревиатуру ИЧ - «иче» с ударением на последней гласной) ведет историю с конца сороковых годов, когда при секретной Гидротехнической лаборатории началось строительство поселка для работающих в ней сотрудников. Лаборатория превратилась в Институт ядерных проблем Академии наук, а в 1956 году на его основе был создан Объединенный институт ядерных исследований, ставший одним из крупнейших международных научных центров.
Институтская часть изначально строилась в едином архитектурном стиле. Массивные и простые двух- и трехэтажные «сталинские» дома с эркерами, помпезные общественные здания с колоннадами и портиками, а также изюминка ИЧ - вполне европейские на вид профессорские коттеджи, которые ожидаешь встретить скорее в предгорьях Альп на берегу Женевского озера, чем в Советском Союзе середины пятидесятых. (Отсюда)

Тут улицы носят имена физиков: ул. Жолио-Кюри, проспект Боголюбова, улица, Курчатова, Потнекорво, Мещерякова, Векслера и т.д. Тут памятники ставят физикам.



11.DSC06564.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Это физики Венедикт Джелепов и Бруно Понтекорво. Джелепов одним из первых начал применять ядерные методы для лечения рака. Понтекорво - итальянский ученый, переехавший в СССР, основоположник нейтринной астрономии.


При том, что город имеет пунктирную историю, одни датируют рождение Дубны 24 июля 1956 года, другие - строительством канала, третьи - относят дату рождения города к первым упоминаниям в Новгородской летописи, четвёртые прослеживают её историю от первобытной стоянки до наукограда. Возьмём в качестве отправной точки 18 августа 1946 года, когда в СССР было принято решение строить протонный ускоритель на 600 МэВ.

Решение было принято на заседании правительственной комиссии СССР. Сразу же было определено место строительство. Считается, что снаряд в одно и то же место два раза не попадает. Но жителям деревни Иваньково повезло: они снова оказались в центре событий всесоюзного значения.
Выбор пал на окрестности Ново-Иваньково по целому ряду причин. Это место находилось достаточно близко от Москвы с её научными и техническими кадрами. И в то же время - достаточно далеко (воздействие радиации на человека в то время было ещё мало изучено). Поблизости работала Иваньковская ГЭС - стабильный источник электроэнергии (а именно стабильности не могло обеспечить московское энергокольцо). Имелось железнодорожное и водное сообщение, весьма удобное для доставки большегабаритных конструкций. Наконец, на этом месте настаивал Берия, который курировал атомную проблему от политбюро ЦК КПСС.

Научным руководителем работ по проектированию и строительству синхроциклотрона был назначен М. Г. Мещеряков. Он узнал о назначении в феврале 1947 года, когда он вернулся из США, где в качестве эксперта комиссии ЮНЕСКО присутствовал на испытании американской атомной бомбы на атолле Бикини. Его рекомендовал Курчатов, и эта рекомендация не была случайной. Хотя Мещеряков считал себя учеником Хлопина, в аспирантуре он учился у Курчатова и под его руководством в 1940 году защитил кандидатскую диссертацию. И Мещеряков, и его будущий заместитель В. П. Джелепов, и сам Игорь Васильевич Курчатов - все они были людьми из Радиевого института, и Курчатов хотел, чтобы строительством ускорителя руководил его человек.

Тогда это был настоящий медвежий угол. О своём первом визите на "объект" Мещеряков впоследствии писал: "...Пришлось добираться на джипе военных лет. Два часа ушло на то, чтобы по сильно разбитому шоссе доехать до Дмитрова, а затем ещё около четырёх часов тащились по дороге, местами устланной круглыми 6рёвнами, до Большой Волги, откуда гусеничный трактор за каких-нибудь два часа приволок джип до места, где сейчас находится плавательный бассейн "Архимед". Кругом был сырой, без каких-либо просветов лес. Несколько десятков рабочих, возглавляемых начальником строительства А. П. Лепиловым, прокладывали просеки для дорог и торопились до вскрытия Волги соорудить деревянный причал. Группа геодезистов производила трассировку улиц будущего научного городка и железнодорожной ветки от станции "Большая Волга" до технической площадки..." Начальник строительства генерал-майор инженерно-технической службы МГБ Лепилов до Ново-Иваньково строил в Куйбышеве авиационные заводы.
Лепилов был и начальником строительства, и начальником лагеря, совмещая две должности в одном лице. Начиная со строительства Беломорканала и канала Москва-Волга такие совмещения на стройках всесоюзного значения были скорее правилом, чем исключением. По свидетельству людей, работавших с ним, человек он был простой, прямой и от природы добрый. Ходил без охраны, если не считать болонки по кличке Зойка, и даже здоровался за руку с заключёнными.
Среди заключённых не было осуждённых по 58-й статье, но совершившие те или иные политические проступки встречались.

Заключённые жили в бараках. Помимо скудного послевоенного пайка, им полагалась картошка, которую поставляли жители деревни Ново-Иваньково. А рацион охранников (стрелков-конвоиров) ограничивался скудным послевоенным пайком. Люди они были в основном из Средней Азии, жили в юртах (в них, кстати, было теплее, чем в бараках). За всю историю лагеря (он просуществовал до 1957 года) было несколько побегов и один бунт - когда охранники застрелили заключённого.

Осенью 1947 года прибыли первые строители. Для них всё началось с палаток; и последующее переселение в бараки стало настоящим праздником.
Строительные и проектные работы велись параллельно. К лету 1948 года исследования на модели ускорителя подтвердили устойчивость пучка ускоренных протонов, последние сомнения отпали, и темпы строительства резко возросли. Была проведена железнодорожная ветка от станции "Большая Волга" до технической площадки ускорителя.

Летом 1949 года потоком пошло оборудование, и начался монтаж в ещё недостроенных корпусах. Работали в две, а то и в три смены. В ночь с 13 на 14 декабря состоялся пуск синхроциклотрона.
Началась научная жизнь "объекта". По соображениям секретности он получил название Гидротехническая лаборатория (ГТЛ). Её руководитель Мещеряков под своё начало в нагрузку получил баню, почту, котельную, магазины, артезианские скважины - и многое другое.
Складывался неповторимый внешний облик Дубны. Улицы, проложенные в сосновом лесу, песчаные волжские берега - всё это не раз воспевалось поэтами. Атмосфера творческого свободомыслия притягивала в Дубну начинающих и уже известных артистов, писателей, художников, поэтов. Дубна была одним из центров духовной жизни.
Традиции закладывались с рождения города. Барак-столовая назывался "Голубой Дунай", сельпо (по существу винная лавка) в народе звали "Зеленый шум", а одну из деревянных жилых двухэтажек - "Под крышами Парижа".



12.DSC06570.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



13.DSC06571.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



14.DSC06575.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

"Первоначально поселку было присвоено название ДубнО. Трудно сказать, из каких соображений, все же река называлась Дубна.
Ошибка чиновников с названием сначала научного посёлка, а потом и города, скорее всего, связана с тем, что с войны на слуху было украинское Дубно, известное своими зверствами там немцев против евреев. Сначала многие письма, адресованные на научную Дубну, попадали туда. С 1956 года пишут Дубна без всяких упоминаний Дубно. А 1958 переименовали официально". (Отсюда)



15.DSC06578.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



16.DSC06580.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



16.DSC06585.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



17.DSC06592.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



18.DSC06598.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



19.DSC06600.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



20.DSC06607.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Первый директор ОИЯИ Блохинцев был не только теоретиком, философом, поэтом и живописцем, но и реакторщиком. Именно ему принадлежала идея импульсного реактора - источника быстрых нейтронов. Предложенная ещё в Обнинске, идея была реализована в Дубне. Курчатов предложил Блохинцеву: передний фронт физики перемещается из ядерной физики в физику высоких энергий... Мы собираемся открыть международный институ в Дубне. Пойдёшь директором? Как говорил сам Дмитрий Иванович, реактор ИБР-1 он принёс в ОИЯИ с собой в качестве приданого. В 1960 году, когда реактор был запущен, Блохинцев написал: "Впервые в мире реактор заработал в сверхкритическом режиме. Мы как бы дразнили прирученную атомную бомбу тысячи раз в минуту. Огоньки пересчёток, красная линия самописца. Пулемётная трескотня анализаторов и ползучая лента тысячи цифр... Вечером пустили реактор на полную мощность. Набрали первый киловатт-час и пошли купаться на Волгу". Как люди жили! Как тонко чувствовали! Бора, который был в 1960 году в Дубне, поразила простота идеи, положенной в основу ИБР-1. Он сказал: "Я восхищён мужеством людей, решившихся на создание такой замечательной установки!".

ГТЛ с самого начала задумывалась как всесоюзная лаборатория, в которой каждый, у кого родилась хорошая идея, мог получить время на ускорителе.
В 1950 году по другую сторону от Ново-Иваньково (в сторону Дубны-реки) началось строительство синхрофазотрона - ускорителя на 10 ГэВ.
Научным руководителем проекта стал академик В. И. Векслер.
Вы помните, вы всё, конечно, помните;
Как запускали синхроциклотрон...
Взволнованно ходили вы по комнате
И думали: а вдруг бабахнет он?
Но верили, да, вы, конечно, верили,
Что не рванёт в предутреннюю хмарь...
И дорогой Лаврентий Палыч Берия
Не бросит вас на жертвенный алтарь!
(В.Люков, 1989г.)

В 1955 году с ядерной физики сняли гриф “Совершенно секретно”. Дубненские физики приняли участие в международной конференции, которая проходила в Женеве. Делегацию возглавлял Д. И. Блохинцев. В то время он был директором Обнинской АЭС - первой атомной электростанции в мире. Как писали тогда западные газеты, советские физики поразили своих европейских и американских коллег шириной брюк и капитальными научными работами. На Западе впервые узнали о существовании у СССР самого мощного в Европе ускорителя, и это стало сенсацией.

6 марта 1956 года на базе ГТЛ и ЭФЛАН был создан Объединённый институт ядерных исследований - ОИЯИ.
В 1964 году в Дубне состоялась международная конференция по физике высоких энергий. Физики называют эти конференции Рочестерами. Помощник директора по режиму опять сказал: "На этот раз, товарищи, избежать контактов с западными иностранцами, видимо, не удастся". Были предприняты меры профилактического характера. Молодых людей школьного возраста, выделявшихся своим поведением, отправили под Стариково (на реке Дубне) в лагерь труда и отдыха (ЛТО).
От Дмитровского шоссе через лес было проложено шоссе, которое до сих пор называют Новой дорогой (иногда - Бетонкой). Таким образом удалось отвести взгляд западных иностранцев от хибар, стоявших на Большой Волге. Завершением дороги стала стела "Мирный атом" работы художника А. Кузнецова, более известная в дубненском народе как Голый Нищий.
В центре мозаичного панно был изображён обнажённый мужчина с протянутыми руками, на груди которого покоился мирный атом бериллия. Как заметил один дубненский поэт, пожелавший остаться неизвестным (приоткроем завесу тайны - речь идёт о редакторе газеты "Содружество" Евгении Молчанове), "и кто-то атом положил в его протянутую руку".
(Сегодня памятник уже не существует)


(Фото отсюда)

Что касается конференции 1964 года, то всё, что на ней могло быть доложено, было доложено. В том числе, сообщение о синтезе 104-го элемента таблицы Менделеева, который позднее был назван у нас курчатовием, а американцы с этим не согласились и упорно называли его резерфордием (в середине 90-х, когда, наконец, было достигнуто перемирие, за 104-м было закреплено название резерфордий). Конференция продолжалась неделю и завершилась культурной поездкой на теплоходе по Московскому морю. Иными словами, грандиозной пьянкой, прямо на корабле. Об этом празднике кораблезианства хорошо написано у Франсуа Легара в "Сказках золотой клетки".

Сегодня Объединенный институт ядерных исследований - крупный многоплановый международный научный центр, в котором интегрированы фундаментальные ядерно-физические исследования, разработка и применение новейших технологий, а также университетское образование в соответствующих областях знаний.
На долю ученых Дубны приходится половина открытий (около 40) в области ядерной физики, зарегистрированных в бывшем СССР. Как знак признания выдающегося вклада ученых института в современную физику и химию решением Международного союза чистой и прикладной химии 105 элементу Периодической системы элементов Дмитрия Менделеева было присвоено название "Дубний".
В ОИЯИ впервые в мире были синтезированы новые, долгоживущие сверхтяжелые элементы с порядковыми номерами 113, 114, 115, 116, 117 и 118.
В настоящее время членами ОИЯИ являются 18 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Вьетнам, Грузия, Казахстан, КНДР, Куба, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Узбекистан, Украина, Чехия. На правительственном уровне заключены соглашения о сотрудничестве института с Венгрией, Германией, Египтом, Италией, Сербией и Южно-Африканской Республикой.
Высшим руководящим органом ОИЯИ является Комитет полномочных представителей всех 18 стран-участниц.
Научную политику института вырабатывает ученый совет, в состав которого входят крупные ученые, представляющие страны-участницы, а также известные физики Германии, Греции, Индии, Италии, Китая, США, Франции, Швейцарии, ЦЕРНа (Европейская организация ядерных исследований) и др.
В составе ОИЯИ семь лабораторий, каждая из которых по масштабам исследований сопоставима с большим институтом. Штат насчитывает около 5000 человек, из них более 1200 - научные сотрудники, около 2000 - инженерно-технический персонал.
Институт располагает замечательным набором экспериментальных физических установок: единственным в Европе и Азии сверхпроводящим ускорителем ядер и тяжелых ионов - нуклотроном, циклотронами тяжелых ионов для проведения экспериментов по синтезу тяжелых и экзотических ядер, уникальным нейтронным импульсным реактором для исследований по нейтронной ядерной физике и физике конденсированных сред, ускорителем протонов - фазотроном, который используется для лучевой терапии. ОИЯИ обладает мощными высокопроизводительными вычислительными средствами, которые с помощью высокоскоростных каналов связи интегрированы в мировые компьютерные сети.

В конце 2008 году состоялся успешный запуск новой базовой установки ИРЕН-I, предназначенной для исследований в области ядерной физики с помощью времяпролетной методики.

Институт поддерживает связи почти с 700 научными центрами и университетами в 64 странах мира. Только в России сотрудничество осуществляется со 150 исследовательскими центрами, университетами, промышленными предприятиями и фирмами из 43 российских городов.
Объединенный институт активно сотрудничает с Европейской организацией ядерных исследований в решении многих теоретических и экспериментальных задач физики высоких энергий. Физики ОИЯИ участвуют в работах 15 проектов ЦЕРН. Ученые института участвовали в проекте "Большой адронный коллайдер (LHC)". Они участвовали в разработке и создании отдельных систем детекторов ATLAS, CMS, ALICE и самой машины LHC.

"Запущен первый эксперимент на строящемся силами ОИЯИ ионном ускорительном комплексе НИКА (NICA, Nuclotron-based Ion Collider fAcility). Как сообщается, устройство создается с целью изучения свойств плотной барионной материи.
«Синхротрон-бустер (один из ускорителей) запустят в этом году, а здание под коллайдер будет завершено в 2019 году. Монтаж коллайдера начнем в 2020 году. В том же 2020 году начнем монтаж по исследованию столкновения тяжелых ионов. На полную мощность комплекс должен выйти в 2023 году". (Отсюда)

Набережная в Дубне считается одной из достопримечательностей города. Но я была разочарована, если не считать открывающихся с нее видов. Собянина на них нет. Впрочем, он вряд ли согласился бы - королевство маловато, развернуться негде, да и "больно умных" слишком много, не поймут.



5.DSC06538.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



6.DSC06539.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



7.DSC06547.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



8.DSC06553.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



9.DSC06556.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



10.DSC06557.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

В Дубне многие объекты строились заключенными, смертность среди них была высокой, хоронили зэков обычно рядом с объектами. В лесу есть массовое захоронение "каналоармейцев", на месте которого установлен мемориальный крест.
В свете этих событий город, хоть и молодой, но успел уже обзавестись собственными легендами о призраках.

Есть так же анекдот, связанный с двумя островами. (Всего в Московском море (Иваньковском водохранилище) насчитывается 290 островов.)
Во время июньского шторма 1978 года в море затонул катер с выпускниками школы № 8. Всем удалось выплыть, причём, странным образом, на одном из островов оказались ученики 10-А, а на другом - 10-Б класса. После того, как, по прошествии месяца, выпускников спасли, за островами и закрепились эти названия.
Шутки шутками, но острова с такими названиями действительно там существуют.

Еще я случайно забрела в какие-то задворки и обнаружила там произведение искусства, посвященное каналу им.Москвы:



1.DSC06534.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



2.DSC06532.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



3.DSC06531.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



4.DSC06528.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

И на десерт я предлагаю вам познакомиться еще с одним очень интересным местом, расположенным на окраине города: Центр космической связи (ЦКС) "Дубна". Даже тем, кто слишком далек от техники, гарантирую, что будет очень интересно заглянуть сюда: https://zagopod.com/blog/43489833710/TSentr-kosmicheskoy-svyazi-Dubna.-Kak-rabotayet-obmen-dannyimi-c

Продолжение следует.

* При написании поста использованы материалы:
http://www.jinr.ru/history/
http://alrastor.chat.ru/HISTORY/Gold_Age.htm
http://alrastor.chat.ru/HISTORY/Physicsgrad.htm
https://ria.ru/spravka/20160326/1396764593.html
http://museum.jinr.ru/jinr/jinr-history.htm
https://pikabu.ru/story/pervyiy_yeksperiment_na_kollaydere_v_podmoskovnoy_dubne_nachalsya_5765151

Подмосковье, Увлечённость, Моя страна, Памятники истории, Дубна, Творчество, Техника, Путешествие

Previous post Next post
Up