Рублёвка единственное место в стране, где на указателях перед названием населённого пункта отсутствуют буквы "д." или "с.". Написано просто - "Барвиха", "Жуковка", "Успенское" и т.д. Нет там ни деревень, ни сёл, везде есть, а там нет. Стесняются, наверное. А сами по себе и деревни и сёла там есть, сохранились между богатыми коттеджами и новомодными зáмками. Те усадьбы, что занимают большую территорию, скрыты гигантскими заборами. Те «дворцы» и «зáмки», что построены на сравнительно небольших участках земли, вместе и в целом производят удручающее впечатление шанхая.
Но меня эти места интересовали с точки зрения истории. А историей эта местность богата. И порой открываются удивительные её страницы.
Не так давно,
рассказывая о поездке в Хаски-парк и на дачу Пришвина, я упоминала о том, что Николина гора считалась всегда местом силы. Но мои неозвученные сомнения подтвердило чужое мнение: «Сейчас всё изменилось. Новые владельцы принесли сюда массу негативной энергии, порождённой стрессами и т.д.» Не суть важно, что кроется за «и т.д.», для меня существенней то, что от путешествия по Рублёвке и окрестностям, лично мне ни тепло, ни холодно. Нет послевкусия, нет ни радостных, ни тягостных эмоций, нет никаких. Есть только почти удовлетворённое любопытство. Почти - потому что остался невыполненным один пункт программы - попасть на территорию замка Майендорф. А сделать это можно один раз в году - 9-ого мая. А сейчас только так:
Это фото для того, чтобы почувствовать "неигрушечные" размеры замка:
Построен замок был под руководством Петра Самойловича Бойцова для дочери генерала А. Б. Казакова Надежды Александровны.
Александр Казаков практически все заработанные деньги тратил на скупку земель в районе Рублёвского шоссе, а когда вышел в отставку, начал продавать их под дачные участки и рекламировать Рублевку (которая тогда называлась Звенигородской дорогой) как русскую Швейцарию.
Для себя он оставил только земли соседнего с Барвихой села Подушкино, в котором выстроил фантастического вида усадьбу (1874), напоминающую средневековый замок. Дом предназначался для любимой и единственной дочери Надежды, с детства зачитывавшейся рыцарскими романами и грезившей о принце, который будет карабкаться к ней по стенам замка. После прочтения очередного романа дочь потребовала у отца срочно вырыть подземный ход, который бы вёл из замка к пруду, что и было незамедлительно сделано. Для полного счастья ей не хватало только соответствующего титула; чтобы его получить, она даже вышла замуж за Богдана Майендорфа (второй брак), небогатого офицера, но барона. Став баронессой, Надежда тут же переименовала усадьбу в замок Майендорф и счастливо жила там до начала Первой мировой войны.
Князь Феликс Юсупов, последний владелец усадьбы Архангельское, что в пяти километрах на другом берегу реки, писал в своей книге «Перед изгнанием», недавно переведённой с французского: «Неподалеку от Архангельского на холме громоздилось подобие старонемецкого замка, словно перенесенного сюда с берегов Рейна.
Хозяйка с фигурой богини, которую местные острословы называли «affe popo», что в переводе означает вертихвостка, хвасталась своим многочисленным гостям тем, что каждое утро она принимает ванну из лепестков роз». (
Отсюда)
После революции замок стал школой-интернатом для детей погибших красноармейцев. Затем, в 1935-ом году в замке был создан элитный санаторий «Барвиха» Для обслуживания хозяйственных нужд санатория возник посёлок (совхоз «Барвиха»). Позже замок стал домом культуры профсоюза совхоза. А для санатория поблизости был построен новый большой корпус.
В годы войны санаторий работал как военный госпиталь. В 1965 году началась его реконструкция, а за пару лет до этого был демонтирован памятник Сталину у входа в главный корпус, для создания которого использовались материалы разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя в Москве. (
Отсюда)
В архиве музея коллекция благодарностей от пациентов, среди которых Леонид Брежнев и Борис Ельцин, Семен Будённый и Георгий Жуков, Михаил Булгаков и Сергей Михалков, Фаина Раневская и Джон Рид, Луис Корвалан, Сергей Королев, Юрий Гагарин и Игорь Курчатов и другие.
Вблизи поселка располагалась дача М. А. Бонч-Бруевича, с 1938 по 1945 г. на одной из государственных дач жил А. Н. Толстой.
Сейчас в замке официальная резиденция президента России. В замке побывали Уго Чавес, ливийский лидер Каддафи, турецкий премьер Эрдоган, Кондолиза Райс проводила здесь закрытые переговоры. Средневековая роскошь, конечно, удивляет гостей, но не все чувствуют себя в этой обстановке, как дома. Например, Мадонне тоже предлагали остановиться в Майендорфе, но певица предложение вежливо отклонила, сославшись на пробки Рублёво-Успенского шоссе. Говорят, что Назарбаев обожает этот замок и каждый, раз, когда приезжает в Москву, останавливается только там.
Если в новостях говорят, что переговоры проходили в Барвихе, значит, они проходили в замке Майендорф. И тот фон, который вы видите на экране, это интерьеры замка.
В особняке за очень отдельную плату проводятся коммерческие мероприятия, например, можно провести свадьбу. Несмотря на заоблачные по нашим представлениям цены, запись на такого рода мероприятия проводится задолго до того как, в соответствии с графиком официальных мероприятий и посещением высоких гостей.
Посмотреть фото замка с территории и внутренние интерьеры можно
тут.
В непосредственной близости от замка расположена небольшая церквушка:
И открывается чудесный вид на пруд:
Нельзя обойти вниманием архитектора Петра Самойловича Бойцова, он не так широко известен, как, например, Шехтель, тем не менее, это личность весьма неординарная. Пётр Самойлович был самоучкой, поэтому не имел лицензии на строительство, и нередко по его проектам строили другие архитекторы. Т.е., говоря современным языком, он был преуспевающим «шабашником».
Список его архитектурного наследия (сохранившегося и не сохранившегося) внушителен. По его проектам строились дома и усадьбы в Пензенской губернии, Тульской, Рязанской, во Владимире, Липецке, в Киеве, Нижнем Новгороде. И в Москве по его проектам построено немало. Например, особняк князя Святополк-Четвертинского на Поварской, где ныне располагается Центральный Дом литераторов; особняк промышленника Берга, где позже расположилось немецкое посольство и эсер Яков Блюмкин застрелил немецкого посла фон Мирбаха, а сегодня резиденция посла Италии.
На здании музея Изобразительных искусств им. Пушкина в Москве много лет висит табличка, ошибочно называющая строителем его Р.И.Клейна. Да, Клейн строил основное здание музея. Но по проекту Бойцова. Википедия говорит, что «проект использован Р. И. Клейном при строительстве». Однако проект не просто был использован, а Клейн строил точно в соответствии с проектом Бойцова, не допустив ни единого отступления от него.
Очень интересна история усадьбы, выстроенной по проекту Бойцова в Муромцеве Владимирской области по заказу Владимира Семёновича Храповицкого ротмистра Лейб-гвардии Гусарского полка, а также
легенда, связанная с ней. Если верить легенде, то разгулялся ротмистр широко - по-русски, и «прикололся» по-нашему.
Другой зáмок, построенный Бойцовым находится неподалёку от зáмка Майендорф - в Успенском. Эта усадьба принадлежала старинному роду князей Святополк-Четвертинских, выстроивших в Успенском дошедший до нас усадебный дом в пропорциях и формах шотландского замка.
Деревянную отделку дом получил богатую от знаменитой мебельной фабрики Петра Александровича Шмидта, на сестре (или дочери?) которого был женат Пётр Бойцов.
После революции в нём был детский дом, институт коневодства и леса, госпиталь. С 1960 г. в усадьбе располагается отделение Центральной клинической больницы Академии наук. В 1970-е гг. рядом с замком был выстроен её новый корпус. Попасть на территорию тоже нельзя, можно посмотреть только через забор.
Почитать историю усадьбы и посмотреть более подробные фото, а также заглянуть внутрь можно
тут.
Заборы, шлагбаумы.... шлагбаумы, заборы......
Единственные доступные для народа места в районе Рублёвки - это церкви. В тот день, когда мы путешествовали там, было прощёное воскресенье и последний день масленицы, в церквях шли службы. Удивило большое количество детей, их было очень много. В Успенском соборе среди толпы (по большей части) самых обычных людей было замечено известное лицо «из телевизора», какой-то известный политик, но фамилию так и не смогли припомнить.
Храм Спаса Нерукотворного (конец XVII века)в селе Уборы:
В Ильинском сохранилась усадьба, принадлежавшая дому Романовых.
Основал усадьбу в ХVII веке первый московский губернатор боярин Стрешнев, а в начале XIX столетия ею владел граф А. И. Остерман-Толстой, герой Отечественной войны 1812 года. Во второй половине ХIХ века Ильинское переходит в императорскую собственность, дом перестраивается архитектором А. И. Резановым, и здесь живёт императрица Мария Александровна, вдова Александра II.
Члены царской семьи были в родстве почти со всеми королевскими домами Европы, и почти все приезжали в Ильинское. Как правило, от станции Одинцово Смоленской железной дороги, открытой ещё в 1870 году, гости ехали в экипажах, а в имении их встречала очаровательная хозяйка - великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Великий князь Константин Константинович своё отношение к ней выразил в стихах. Многие из его стихов были написаны в имении Ильинское, и положены на музыку известными композиторами Чайковским, Глазуновым, Рахманиновым, и другими.
В семье великого князя воспитывались дети его младшего брата, Павла Александровича, Мария и Дмитрий. Павел был женат на дочери греческого короля - Александре Георгиевне. Им принадлежала усадьба Усово, расположенная по соседству с Ильинским.
Последний владелец перед революцией - её племянник, великий князь Дмитрий Павлович, глава заговора против Распутина в 1916 году.
До наших дней сохранились усадебные постройки с романтическими названиями: «Кинь грусть», «Не чуй горя», «Приют для приятелей», камергерский и камер-фрейлинский корпуса.
В Ильинском работали многие: Лажечников и Аксаков, Полежаев и Языков, собиратель русских народных песен Киреевский, здесь выступал Шаляпин. И Ленин тоже здесь побывал, так что в советские времена в усадьбе долгие годы располагался дом отдыха «Ильичево».
В настоящее время пансионат «Ильинское» принадлежит ГУП «Московское имущество».
Рядом с усадьбой, через дорогу, стоит небольшой деревянный дом. Когда-то весть обслуживающий персонал пансионата жил в этом доме:
И был среди них дед Владимира Путина - Спиридон Иванович Путин, который работал в пансионате поваром.
«Как свидетельствуют сохранившиеся о нем сведения, дед Путина был замкнутым серьезным человеком, безукоризненной честности, увлекался историей княжеских и царских фамилий. Повар он был хороший: до революции работал в лучших ресторанах столицы, после первой мировой войны, как рассказывает сам президент в вышедшей перед выборами книге "Разговоры от первого лица", его пригласили на работу в подмосковные Горки, где жил Ленин и вся семья Ульяновых. Когда Ленин умер, Спиридона Ивановича перевели на одну из дач Сталина. Мало кто из тех, кто все время был при Сталине, уцелел. Дед Путина пережил "вождя народов". Выйдя на пенсию, он жил и готовил в доме отдыха Московского горкома партии в Ильинском. Владимир Путин все в той же книге "Разговоры от первого лица" говорит, что дед про свою жизнь помалкивал, да и родители почти ничего не рассказывали ни о деде, ни о себе». (
Отсюда)
В 14-ом году много писали о том, что на территории усадьбы Собянин строит себе загородную резиденцию (
https://www.facebook.com/movoopik/posts/712937808760975 ), скандально писали. Никаких достоверных данных на сей счёт я не нашла, ни «за», ни «против».
Заодно осмотрели «замок» Максима Галкина. Вот этот архитектурный кошмар «шедевр»:
Он весь украшен мифическими существами, горгоны, какие-то змеи и прочая нечисть лезут там изо всех щелей и фасадов.
А хотите заглянуть за рублёвские заборы? Это можно сделать
здесь,
здесь и
здесь.