Русская армия в 18 веке. Или почему она не могла существовать.

Nov 01, 2019 23:14


New right chanel  Опубликовано: 27 окт. 2018 г. 21:00 https://www.youtube.com/watch?v=JoQblqLpbpo   ПЕРЕВОД РОЛИКА В ТЕКСТ

На примере устава 1717 г. легко и быстро зачеркиваем все истории войн 18-19 века. Все картинки из свободного доступа.

00:09 Сегодня дорогие друзья у нас пойдет речь о кавалерии и о том, как историки, включая военных историков, вводят в заблуждение все поколения людей, начиная с 1856 года. Сам я имею определенный опыт вопросах питания и обслуживания лошадей. Но начнём мы всё-таки не с этого, а по порядку.





По Петровскому Военному Уставу русской армии от 1717 года, довольствие на 1-го рядового кавалериста состояло из хлеба - два фунта (то есть, 820 г.); мяса - 1 фунт (410 г.); вина (хлебная водка) - две чарки (то есть, 250 миллилитров, чекушка); пива один гарнец (то есть, 3,27 литра (Га́рнец (польск. garniec) - русская дометрическая единица измерения объёма сыпучих тел (ржи, крупы, муки и т. п.), равная 1/8 четверика (3,2798 литра). В настоящее время используется только в коневодстве)); крупы разные - 200 грамм; сало, колбаса и яйца, овощи и фрукты - по возможности. То есть, всё, что перечислено выше, это обязательно. То, что ниже - это уже по возможности.
Я не хочу обсуждать боевые возможности человека, принявшего на грудь 250 грамм водки и более трёх литров пива, а также, как это пиво везти за каждой ротой и в чём. Если это лето, то бочки разнесёт, если зима - оно замерзнет и их опять разнесёт. Также должен заметить, что, по существовавшим тогда нормам Европейского Права, неотъемлемым было право - грабить мирное население на чужой территории.
За частями следовали торговцы, которые назывались marketеntаn-ами. Позднее это слово преобразовалось в - «маркитанты». Уставом предусматривалось, что эти торговцы обязаны быть в каждой роте, в каждом полку. Они имели право торговать алкоголем. И, по Уставу, не запрещалось солдатам и офицерам покупать у них спиртное. То есть, приняв пиво с водкой, солдаты шли продолжать веселье в палатку торговца. При этом, естественно, чем выше был чин, тем больше выдавалось довольствия.





Для сравнения - поручику полагалось 9 солдатских рационов и 6 порционом. Под порционом предполагалось довольствие для лошади, потому что поручик, даже пехотный, обязательно имел лошадь, любой офицер имел своего коня. Поскольку офицер не мог всё это потребить, часть ему выплачивалась деньгами. То есть, грубо говоря, он получал одну порцию еды для себя, одну порцию для лошади, а остальное - выплачивалось деньгами, как денежное довольствие.
Идём далее. Если верить историкам в 1717 году в России было 74 драгунских полка.





Я не говорю об уланах, гусарах, кавалергардах и других воинских частях. Там ещё было огромное количество, как нам говорят, казачьих частей. А в каждом драгунском полку - по уставу - 7000 строевых лошадей и 300 обозных. Далее - в полку было 70 коновалов, 70 кузнецов с 70-ю полевыми кухнями. А это ещё более 800 лошадей. Такое, достаточно серьёзное, количество конницы. Рацион/порцион питания полковой лошади состоял из двух гарнец овса, (то есть, около шести с половиной килограмм); сена - 16 фунтов (то есть, более семи с половиной килограмм); сечки зерновой - 2  гарнеца (ещё 6 с половиной  кг) и соломы один сноп (ещё 9 кг). Солома была обязательно, так как ею не только кормили, но и обтирали лошадь, после дневного перехода. Итого - минимум - 29 кг порциона в день на лошадь.
В Уставе предусматривалось, что это довольствие строго обязательно. То есть, каждый командир воинской части головой отвечал за то, чтобы каждый всадник и каждая лошадь получали своё довольствие. И писалось в Уставе: «Понеже каждый корм, а именно овёс, сцена и крупа не всегда может быть принесено по пути следования и за войсками везено быть» (то есть, обязательно везти за войском), «и для того фуражировать принужденно». То есть, если фуражиров нет достаточных запасов, надо их изъять у населения.
Конный полк в чрезвычайной ситуации может двигаться до 7-8 часов в сутки и от 5 до 7 часов на марше. При этом, после каждых полутора часов марша - необходим привал длительностью до 30 минут. То есть, даже в чрезвычайной ситуации конный полк делает не более 85-ти километров в день. И есть ещё большая проблема - конница не может отрываться от обозов и пехоты.





06:49 То есть, если идёт армия, то конница идёт вместе с армией, а не отдельно, впереди неё, опережая её на несколько дней пути. Таким образом, пеший переход по дороге пехотного полка становился нормой и для конницы, за исключением легких разъездов. Через два дня похода по бездорожью или трех дней по хорошей дороге - обязательна днёвка. Максимум, что может сделать лошадь на марше по хорошей дороге со скоростью 7-8 километров в час - это пройти сто километров. Но потом нужен день, два усиленного питания.
В бою - лихая кавалерийского атака длится 20, максимум 30, минут. Это не то, что нам показывают по телевизору. А потом всем необходим день, а то и два, полного отдыха. Лошадь не трактор - завёл, поехал.
Что касается подножного корма, то это из области фантастики. Овёс нужен всегда. Трава не заменяет зерно. Важно отметить, что по бездорожью, при плохой погоде или при снежном покрове более 7 сантиметров, скорость лошади падает до трех-пяти километров в час и практически равна скорости пешего воина. А время дневного перехода при плохой дороге падает до 5-6-ти часов. Конные части после боя требуют ремонта сбруи и пополнения лошадьми, так как убыль лошадей в среднем бою составляет не менее 30 процентов.
То есть, после двух боёв - конный полк должен идти на полное переформирование. На практике, согласно воинским архивам европейских армий, ни одно войско не проходило в сутки более 20 километров. Только Суворову приписывают мифические марши по 50 километров, что совершенно невозможно, по ряду причин. Но об этом мы поговорим в следующем ролике.
09:25 То есть, для похода в Бессарабию или Крым - Русской армии необходимо было двигаться строго вдоль больших рек и иметь обеспечение минимум на 150 дней туда и на 150 дней обратно. А также, на весь период военной кампании.
Например, генерал-фельдмаршал Миних, армия которого никогда не делала переходов длиннее 20 километров, должен был иметь довольствия на 70 тысяч строевых и 15 тысяч обозников.





Теперь простая экономика, которая является очень нелицеприятной вещью для историков, потому что убивает любую выдуманную историю тут же, на месте. В день - лошади надо, минимум, 28-30 кг фуража. И всаднику еще шесть килограмм еды. Это согласно воинскому Уставу, то есть, строго обязательно. Также лошади надо - не менее 30-ти литров воды утром и ещё 30-40 литров воды вечером. Таким образом любой переход армии может идти только вдоль берега реки или вдоль берега большого пресного озера, а потом опять вдоль берега реки.
Как вы понимаете, колодцами армию с конницей не напоишь. Любой колодец, как только вы даёте из него напиться 30-ти, максимум 40-ка всадникам с их лошадьми, пересохнет. И потом придётся ждать восполнения воды, минимум неделю. То есть, для того, чтобы напоить армию в 70 тысяч человек -нужно - не просто много колодцев, а огромное, невероятное, их количество.
Теперь, принимая, что вода у армии есть, потому что она идёт вдоль реки, посчитаем: 30 умножить на 250, равняется 7 тысяч килограмм фуража. И 6 умножаем на 250 - получаем 1500 килограммов. (не поняла что за цифры мы перемножаем. ТМ)
Я не беру во внимание другие мелочи, типа подков, попон. Если осень или зима то, лошадь после перехода обязательно нужно обтереть насухо. Если очень холодно - необходимо надеть на неё попону. Скажу вам по своей практике - лошади очень капризные существа и болеют намного чаще, чем люди. То есть, выносливость лошади намного ниже, чем у человека. Лошадь очень легко простужается, болеет, очень легко может поранить ногу или получить какую-либо другую травму. Поэтому за лошадью нужно ухаживать, как за маленьким дитём.
Осенью и зимой нужны, помимо этого, всякие дополнительные вещи. Также мы должны иметь ввиду патроны и прочее. Например, зимняя форма солдата намного тяжелее, чем летняя форма. Нужны плащи, которые будут закрывать во время переходов солдат от дождя. Любой нормальный человек понимает, что у населения всё это не награбишь и не купишь. Вдоль дороги не стоят огромные фермы с набитыми фуражом амбарами. Тем более, если рассматривать то сельское хозяйство, о котором нам рассказывают историки. Где нищие крестьяне, ложась голой грудью на струю ветра, в лаптях, деревянной сохой пашут свою межу.
13:38 Одна крестьянская разграбленная семья, ну, накормит, может быть, пять-шесть всадников, но не более. Тем более на своей территории грабить нельзя. Да и не будут нищие мужики ждать, пока придёт зондеркоманда фуражиров, сбегут и всё попрячут. Ибо, после взятия, они все вместе, со своими детьми и жёнами умрут с голоду.





А потом вы представьте себе, что русская армия идёт через территорию, на которой проживают русские мужики, крепостные каких-то русских дворян, что ими владеют. И благополучие каждой дворянской семьи зависит от того, исправно ли платят оброк эти самые мужики. И вот представьте себе, что прошла армия-разорительница. И что делать нищему помещику? А у него сын, например, или двое, или трое, служат в этой самой русской армии. То есть, грабеж на своей территории, изъятие продукта, совершенно исключается. Возможна только покупка. Но покупка на очень близком расстоянии от пути следования армии.
Да и потом, на какое расстояние можно послать экспроприаторов, даже на чужой территории? На 30-40 миль от дороги, по которой ползет армия, растянувшись на 300-400 километров? Потому что именно так будет выглядеть армия в 70 тысяч человек.
Если в авангарде что-то и награбят, то после них уже грабить нечего. А, тем более, по степям Бессарабии, когда турецкие и татарские разъезды, как мухи, тучами кружатся вокруг идущей армии. Опять-таки, мы это знаем по всем историческим опусам, что татары выскакивали и кусали всё время, со всех сторон.




Таким образом, на одного всадника надо везти 8500 кг продовольствия и фуража. Грузоподъемность гужевой повозки с четырьмя лошадьми тяжеловозами, максимум 500 кг. То есть, за каждым всадником надо везти груз на 15 повозках. Но и для этих четырёх лошадей-тяжеловозов нужен фураж, не святым духом питаются и они, а это - еще по 120 килограммов в день. И за 5 дней они схрумкают сами всё, что везут. И встанут. А потом околеют.
Таким образом, для военного похода кавалерийский полк должен иметь - хорошую дорогу и подготовленные склады фуража и продовольствия через каждые 60-80 километров, ну, максимум 100, ибо он идёт вместе с пехотой, которую тоже надо кормить.
Простой пример. Вспомним ямские станции по всей территории Российской империи, когда и зимой и летом ямщики почтовой службы развозили почту, пассажиров и т.д. Станции-Ямы тогда располагались на небольшой дистанции друг от друга - 10-15 вёрст. Доехав до следующей станции ямщик менял лошадей и ехал дальше. Но все эти станции были оборудованы прекрасными помещениями для отдыха людей и прекрасными тёплыми конюшнями для отдыха лошадей. И при каждой такой станции была кузница, и были коновалы. Так же, как и запасы продовольствия и фуража, которые покупались.
Теперь представим себе на марше полк на 8-9 тысяч лошадей. Умножаем на 7 тысяч 500 килограмм, на каждую лошадь и получаем 60 миллионов килограмм или 60 тысяч тонн продовольствия и фуража для лошадей. (снова не понятно - 7 500 кг на лошадь - это на какой срок? На 250 дней? Если мы раньше считали, что 29-30 кг на лошадь в день обязательный фураж. Почему именно на 250 дней? ТМ).
 Умножаем это на 30 кавалерийских полков, которые вышли в Бессарабию  в армии Миниха, получаем: 1 миллион 800 тысяч тонн фуража. По продовольствию теперь. 85 000 человек умножаем на 1500 (1500 на 250 дней - 6 кг в день на человека)  получаем : 127 тысяч 500 тонн.
Но ведь в эпоху Екатерины в армии было уже 168 полков кавалерии. Это и уланы, и гусары, и казаки, и драгуны. То есть, только зерна для 200-тысячной кавалерийской армии надо было не менее 15 миллионов тонн в год. Плюс фураж,  плюс сено, плюс солома, плюс мясо…




Я не буду ничего говорить, но, по статистике, Российская империя никогда не производила более 7-9 миллионов тонн фуражного зерна. То есть, страна 18-19 века, если верить историкам, просто не могла содержать более пяти-шести конных полков.
После этого, можете спокойно собрать все исторические труды по Российской армии, всю беллетристику и выбросить в мусорную корзину или отдать на макулатуру.
Вот, если взять реальную информацию о железных дорогах, которые густой сетью окутали всю Европу в 18 веке, то всё станет на свои места.
Видео о реальном состоянии транспортного сообщения в 18 веке готовится, ждите.
Всем спасибо за внимание.

КОММЕНТАРИИ
Serg Stasov А как насчёт орды мамая? 300 000 всадников (у каждого две лошади, одна сменная, другая с вещами-900 000 лошадей!?) Фантазия историков безгранична.
Владимир ввв а так понял что армии того времени должны были представлять из себя пивзаводы на колесах и охрану а сражение - это битва двух пивзаводов.
Юлия ШаповаLova Всегда интуитивно знала, что с кавалерией что-то не так, как пишут и показывают в кино. Благодарность автору за экономическое обоснование жизнедеятельности конницы и кавалерии, а вместе с этим и всей армии в старину.
Антон Зарецкий Приветствую. С моей точки зрения, автор прав. :) ОЧЕНЬ даже прав. И для примера, хватило-бы подразделения и в 1000 всадников :), а то и в 500-т. И, как говорится, свои "пять копеек" внесу в сомнения :) Погибает лошадь в бою, где взять другую. ДРУГУЮ : выученную, знающую строй, команды, не боящуюся выстрелов, взрывов. Ведь лошадь не велосипед :) Кто и где их ГОТОВИЛ-то? Думаю это не очень просто и быстро. И КАК восполняли урон? За собой табун (!) обученных (!) лошадей вели? :) А с ранеными ЧТО делали? Добивали и ели?.. Лечили? Т.е., оставляли и лечили (кто?), или лечили на ходу? Раненых?... Чем больше вопросов, тем явнее становится вся абсурдность официЯльной истории...
Владимир В На Руси водкой называли настойки изготовленные из трав и ягод, залитых чистой водой; а пивом называли ПИтейную ВОду! Спиртное завезли только при Петре и оно считалось бесовским напитком и солдат им точно не поили!
КАйРА365 "...у нас нет базовых данных реального развития истории с 1852 г. А то что было до этого - материал есть только для фантастов." Здесь правили и правят на Руси и не только один другого гаже. Всё враньё, и земной "шар"- уже 300 лет пыточная, 300 лет господа мерзавцы-кровососы здесь порядки наводят, а 99%- терпил, и изменить ничего не могут, только языками чешут о себе любимых, если бы да кабы, а всё только хуже становится. Ну ведь есть, ну должны же быть люди, у которых есть и желание и средства, все возможности изменить эту реальность к лучшему! Или желание у одних а средства у других- что, сегодня средства только у вора-кровососа могут быть? тогда пиши пропало! Ускоренными темпами движемся к повторению событий приведших недосчитанные миллионы только в одни парижские катакомбы. Кто-то людей собирал, мясо-кожу от косточек отделял, косточки собирал, чистил, полиролью натирал и красиво, аккуратно так, выкладывал. Другая часть на костницы пошла- совершенство архитектурных решений, вершина строительного искусства. Давно ли это было и когда это будет снова? Ждём терпеливо следующего раза; та- цивилизация людей-Творцов, была этой не чета и на порядки покруче, от неё все наши технологии. Наша- цивилизация биороботов-паразитов, загнанных в города-монстры. Мы существуем только как батарейки- наше развитие не заботит даже нас самих и мы сами запираем себя на всё более тяжёлые замки; мы забыли что мы в клетке, а большинство побоялось бы выйти из неё, и даже если бы двери сами открылись не заметили бы этого. Что произошло с человеком? Почему больше не ищет быть свободным?

фураж, конница, довольствие, армия

Previous post Next post
Up