Мое/твое/подарю. Вопрос - ответ.

Nov 27, 2011 01:03

Вопрос:
2. Мое/твое/подарю. Никак не могу в толк взять, что это за отношение к собственности. Алик (приемный)  обижается на Митю. "Я ему дарю, а он мне нет". Я не знаю, что сказать Мите. Он не понимает, зачем родным людям что-то друг другу дарить каждый день. А кое с чем совершенно не собирается расставаться. Для Алика же это, похоже, не вопрос. Попросил - подарил.
Надо четко представлять границы собственности? А как это разумно сделать?

Примечание. Детям, о которых идет речь, по восемь лет. В семье есть еще дети, старше. Приемный сын в семье совсем недавно.

Ответ:
Помню, был эпизод, супружеская пара знакомилась с девочкой из нашего дд. Маленькая совсем девчушка, года четыре. Они, пока знакомились, ходили с ней гулять по выходным. И вот как-то приходит ко мне эта расстроенная будущая мама, и рассказывает. Они на прогулке девочке обычно что-нибудь покупали, ну там - пакетик с конфетами, шоколадку, ну что обычно детям покупают … И вот, говорит, приводим ее назад в группу, а у нее орешки в пакетике остались - не доела.  Другие дети подбегают к ней - дай! А она, рассказывает мне будущая мама чуть не со слезами на глазах, пакетик за спину спрятала, и говорит - не дам! И вот мама спрашивает - она что, от природы жадная? Это у нее что, может, наследственность такая? Или, может, она просто недобрая девочка, жестокая - ведь те дети так просили, им так хотелось, а она стояла, кулаки сжала, и так на них нехорошо на всех смотрела…

Тогда я той маме рассказала вот что. Девочка ведь не орешки спрятала за спину. Вернее, это были не просто орешки. Это была ее новая жизнь. Это было то, что ей дали, подарили, или, может, лучше так сказать - то, что она начала получать от своих новых будущих родителей.
Ну вот представьте себе, как должна была себя чувствовать эта девочка. Вот живет она в детском доме, такой затерянный маленький зверек, никому, в сущности, не нужный… И вдруг появляются люди, которые выделяют ее, именно ее, из всех, их внимание направлено на нее, их забота начинает окружать ее, они смотрят на нее, и слушают ее, и именно она - в центре их внимания. И они покупают ей орешки и конфеты.

Да не конфеты она за спину прятала, а их внимание, их заботу, их "мы выбрали тебя",  и всем этим она вовсе не собиралась делиться с другими детьми. Это были ее, собственные люди, и это именно о ней они заботились. В детском доме она была одной из многих, а тут  вдруг она получила то, что так нужно маленькому ребенку, да и не только маленькому, и не только ребенку - свои собственные отношения, своих собственных людей, свои орешки...  Вообще - "свое".

Вот такая была история, произошла она давно, много лет назад, но я ее все никак не могу забыть, и часто рассказываю. Очень уж она наглядна. А таких вот «историй», таких примеров, когда вещь - это не просто вещь, а что-то гораздо большее,  много, сплошь и рядом.

Почему у Вашего мальчика именно такое отношение к собственности? Та девочка не хотела расставаться с обретенной «собственностью», и не делилась орешками. Ваш мальчик, наоборот, как Вам кажется, слишком легко расстается с тем, что ему…  принадлежит? И "принадлежит" ли ему то, с чем он так легко расстается?  И где пролегает "граница собственности", и кто ее "определяет"?

На самом деле, мы редко конкретно задумываемся о том, каковы границы понятий «твое», «мое», «наше» и т.д. У каждого, наверное, есть более или менее сформированное ощущение, что «вот где-то здесь проходит граница». Мы не помечаем эту границу «красными флажками», и даже не знаем, где точно она проходит. Мы даже не всегда уверены, есть ли она вообще, или все зависит от обстоятельств, от того, с кем имеешь дело, от настроения, может быть?

В семье  ребенок с младенчества получает опыт, что такое  «твое-мое». Только на первый взгляд кажется, что тут все просто. Вот Лялина пеленка, вот дедушкина чашка. Вот Машина кукла. Ребенок с ранних лет привыкает, что есть что-то «его», а есть - мамино, папино, бабушкино, дедушкино и т.п.

Ну а если задуматься,  что стоит за этим - «моя кукла»? "Моя" - в смысле "я ею играю". То есть - «наиболее частый пользователь», если можно так выразиться. Хорошо, а распорядиться  этой куклой я могу? Ну, например, подарить подружке? Или оставить в парке на лавочке - ну просто, чтобы у куклы начались приключения, как в сказке?  И вот смотрите, тут начинаются очень интересные вещи. Будут ли родители ругать ребенка за то, что он «без спросу» подарил… якобы свою… вещь? Это очень интересный момент. И для ребенка он очень интересный. Такой жизненный урок - может ли «пользователь» распоряжаться тем, чем он пользуется? Это его собственность? Или все же нет? И что это такое вообще - собственность? Возможно, кто-то из родителей будет не в восторге от того, что дочка куклу подарила другой девочке. А будут и те, кто скажет - «подарила, ну и хорошо». А некоторые просто не заметят, что ребенок свою куклу подарил. У кого-то кукол слишком много, у кого-то времени слишком мало, чтобы замечать, что там происходит с детским «имуществом»…  Тут много вариантов, в разных семьях это будет по-разному.

Отношения к понятиям «мое-твое» многогранны. Почему папину чашку трогать можно, а папин портфель - нельзя? Почему блестящую ложку из ящика можно брать, и класть на стол, и держать в руках, и на это не надо спрашивать разрешения? А блестящий мамин кулончик из почти такого же ящика брать ни в коем случае нельзя? В чем тут дело? Конечно, родители объясняют ребенку, что такое «дорогая вещь», и тут появляется понятие «деньги», и ребенку не так-то просто разобраться, что такое «деньги», и почему мама так сердилась, когда ты вытряхнул из ее кошелька горсть монет и разноцветные бумажки, которые никак не удавалось порвать, а вот ножницами - отлично получилось! Откуда берутся эти деньги, взамен которых потом дают вещи, которые становятся "моими" или "твоими"? «Я работаю», - говорит мама, и любой ребенок знает, что ничего хорошего в этой маминой работе нет, потому что мамы постоянно нет дома… Да, за "свое" приходится платить... смиряясь с маминым отсутствием, усталостью, раздражением... И это не очень выгодная "сделка", потому что "моя мама" лучше "моего пятого паровозика"...

А отношения «наше-чужое»? Чужое - это то, что не свое. Чужое брать нельзя. Или - брать нельзя без спросу. Но где проходит граница «своего» и «чужого»? В гостях все чужое, и брать ничего нельзя, но если предлагают, то можно. А домой унести можно? Домой - нельзя. А если спросить? - нельзя же без спросу… Криво улыбаются и отдают. Или смеются и не отдают. Или мама хмурится и говорит - Прекрати немедленно, у тебя же есть точно такое же!
Ну ладно, вне дома понятно, там все - «чужое». Но почему бабушка говорит - ты зачем залез в мою сумку, тебе что, не говорили, что чужое брать нельзя? Получается, бабушка тоже чужая? А другая бабушка разрешает… В семье все «свои» или «чужие»? И если «свои», то, значит, и вещи брать можно? А если «чужие», то как же тогда…

А что такое - «наше»? Все внутри нашего дома - наше, объясняют ребенку родители. «Это ваши игрушки, дети, общие», - говорит мама, но сами-то дети отлично понимают, что брату Пете лучше не трогать лего сестры Кати, а сестре Кате не следует лезть в Петины машинки… И почему подросшему Пете нельзя сидеть за «нашим» компьютером, тоже непонятно…

Как ни странно, среди всех этих противоречий, недоумений и сложных хитросплетений,  у ребенка постепенно вырабатывается представление и о собственности как таковой, и о том, как разбираться, где «мое», где «твое», а где «чужое». К определенному возрасту это все становится уже более или менее, интуитивно понятно. Но если взрослого человека неожиданно спросить, что в его доме он считает «исключительно своим», то далеко не каждый сходу ответит на этот вопрос. И все ответы будут, скорее всего, разными.

Ваш "новенький" сын Алик жил в детском доме. В детском доме  «научение собственности» идет по несколько другим "схемам". Во-первых, нету такого «подробного», практически ежедневного опыта получения «уроков собственности», как это происходит в семье. Да и сам "опыт собственности", как правило, несколько иной.  Это со своей "личной" машинкой можно разбираться, насколько она «твоя» и что ты с ней можешь сделать, если она твоя. А с машинками, аккуратно хранящимися на общем игровом пространстве, возможностей освоения "поля собственности" гораздо меньше.Если и происходят столкновения за право играть прямо сейчас именно в эту игрушку, то разрешаются эти споры в основном с помощью волшебного слова «это же все общее». Ребенок привыкает оперировать понятиями «наше», в гораздо большей степени, чем «мое». А если «наше», то и перемещаться «наш» предмет внутри «нашего» сообщества может вполне легко, без каких-либо сомнений и ограничений.

История появления и исчезновения вещей в детдоме тоже несколько иная, чем в семье. Вещи "общего пользования" безлико появляются и "сами по себе" исчезают, и одна легко заменяется другой. Личные вещи остаются личными, но "список" того, чем тебе удастся пользоваться "безраздельно и единолично", гораздо короче.  Идея «ответственности за то, что принадлежит тебе» с трудом находит свое место в стенах детского дома, если вообще находит. 
В повседневности детского дома отсутствует категория вещей, ценность которых определяется не стоимостью, и не необходимостью, а тем, что эта вещь принадлежала кому-то из предков, сохранялась в семье долгие годы и не одно поколение, и тем самым приобретает ценность особую. У "мира вещей" в детском доме другой характер, чем у домашнего "мира вещей". Они разные, они живут по разным правилам, и отношение к ним - разное.

Что же происходит с "подарками"? "Я ему дарю, а он мне нет", - говорит Алик. "Не понимаю, зачем это нужно дома, среди родных, каждый день", - говорит Митя. Чтобы разобраться, нужно подумать вот о чем. Подарок - это ведь не только «вещь», что-то материальное, как в той истории про маленькую девочку и орешки, которую я рассказала в самом начале. Подарок - это внимание, забота, или любовь, или уважение, или еще что-то важное, что человек выражает своим подарком. Такая «нить», которая и поддерживает, и символизирует некую «особую связь», личное отношение того, кто дарит, к тому, кто дарит.
И это такая непростая «наука» - дарить подарки, и науке этой ребенок тоже начинает учиться с самых ранних лет. Двухлетний малыш «дарит» свои первые каракули маме. И мама, любящая ребенка,  на самом деле, от души радуется этому подарку. Это ведь - творение! Это мой ребенок, я сотворила его, а он теперь, в свою очередь, творит красоту!  "Мой ребенок", - говорит  мама, и ребенок знает, что он - "мамин", что он «принадлежит» кому-то. Ребенок знает, как надо относиться к своей собственности, ведь он испытал это «на собственной шкуре». Если мама любит и заботится, ребенок усваивает это, в том числе, и как "урок отношения к тому, кого считаешь "своим"".

Возвращаясь к теме подарков. Делая подарок, человек как бы говорит: «Я отдаю тебе то, что было моим». Подарок - это своего рода «передел собственности», совершаемый добровольно и радостно. «Все мое - твое», - звучит формула гостеприимства у многих народов, и в этой формуле заключен смысл гораздо больший, чем просто готовность и возможность поделиться материальными предметами. Отдавая «свое», мы отдаем в большей степени душевно, эмоционально, человечески. Мы хотим, чтобы тому, кому мы дарим подарок, стало хорошо. Мы хотим, чтобы тот, кому мы что-то дарим, вспоминал о нас. Ребенок, который с детства дарил маме свои детские радости, и получал от близких то, что приносило радость ему, привыкает к тому, что подарки - это «про любовь». Взрослый, дарящий и получающий подарки, знает, зачем и почему он это делает. Потому что "так принято", или потому что «подарков должно быть много». А еще потому что «я тебя люблю». Потому что «мы вас так уважаем, и примите от нас этот скромный дар»… Причин может быть много, и они могут быть разными…

Для ребенка, живущего в детском доме, подарки далеко не всегда сопровождаются радостью, и ощущением того, что тебя любят, и что этот подарок - "не просто так". Если нету рядом близких, родных людей, которые и дарят тебе радость, и разделяют твою, то любой, даже дорогой «подарок» остается всего лишь "материальным предметом", вещью, перемещаемой от одного "пользователя" к другому. Как говорится, «ничего личного». Отсюда и отношение соответствующее, попользовался сам - дай попользоваться товарищу. "Где же твой мобильник?" "Подарил", - совершенно спокойно отвечает ребенок. «Как так?» - переживает взрослый, который сам, возможно, оторвал деньги от своего бюджета, чтобы купить знакомому ребенку из детдома именно ту модель, которую тому хотелось… «А что такого?» - недоумевает ребенок, искренне не понимающий, из-за чего так расстраивается взрослый. Можно же телефон отдать другу? Потом кто-нибудь другой подарит...

Когда живешь в коллективном пространстве, в «общем доме», способность "привязываться" к вещам заведомо создаст лишние проблемы. Если ты живешь сообща, но упорно пытаешься разделить все на «мое», «твое», и хочешь, чтобы твои сотоварищи придерживались границ между «своим» и «чужим», то вряд ли подобное «отношение к  собственности» будет встречено с пониманием. Да, имей. Но будь готов поделиться. Принимай, не думая. Отдавай, не глядя. Все «наше». Все «твое». Но "твое" здесь не означает "свое". Ответственность за «свое» прорастает с трудом, ввиду отсутствия подходящей почвы.

И вот мальчик переезжает жить в принимающую семью. Здесь у него появляется брат, который рос и воспитывался в семейном «русле» отношения к собственности, и с детства усваивал семейные понятия «твое»-«мое». У него есть вещи, которые он считает настолько личными, что не собирается с ними расставаться, и не рассматривает их как «подарки». Тот же, кто пришел в семью, имеет свой опыт отношения к вещам и к собственности. У приемного сына непростой период. Ему нужно и сохранить «себя» и свои привычки - ведь это же часть его жизни, он так привык, он так воспитан. Ему нужно адаптироваться, подстраиваться под новые условия, настолько, насколько он сам принимает эти новые условия. Ну и, наконец, ему нужны способы, чтобы выстроить новые отношения с новой родней.

Что ж, он делает то, что может. «На, возьми эту вещь», - говорит приемный Алик домашнему Мите, и это, скорее всего, способ сказать «я к тебе хорошо отношусь, ты мне друг», ритуальное провозглашение «все мое - твое». Откуда взять то, что отдаешь? Да оттуда же, откуда всегда - из того, что есть поблизости, что держишь в руках. Ты "даришь", и тебе "дарят", и переход вещей из рук в руки подтверждает, что все в порядке в "нашей" жизни.  Брату, наверное, надо дарить чаще, чем другу. Но почему он ничего не дарит в ответ? Не признает братом? Обидно.

Митя, который всю жизнь прожил в семье, привык, судя по всему, к тому, что «подарок» - это что-то специальное, это на праздник, это не просто так, и далеко не каждый день. Ему, возможно, странны эти «перемещение предметов», и он не понимает смысла происходящего. И вовсе не собирается сам менять свои привычки, тем более, не понимая - зачем.  Мальчики пока что «говорят на разных языках»…

Вы спрашиваете, как разумно сделать, чтобы  восьмилетний ребенок освоился в новых для себя «границах собственности»? Принял их в той мере, в какой они "проложены" для членов его новой семьи. Что ж, на это надо время. Научение всем этим вещам происходит не вдруг, а постепенно, исподволь, где-то напрямую, где-то накривую… Но в основном - ребенок научается в результате того, что он просто находится в этой повседневности, где «границы собственности» просто есть…Осваивает премудрости "собственности" и "принадлежности" в процессе жизни. Понятно, что хочется помочь приемному ребенку разобраться, что тут к чему.  Возможно, хочется это сделать «побыстрее», потому что проблемы - вот они, стучатся в дверь...

Наверное, восьмилетнему можно что-то объяснять словами. Рассказывать, что  бывает так, а бывает сяк. Обсуждать можно, и даже нужно, только лучше не в «лоб», как бы не про него, а «похожие ситуации». Вот бывает, что один человек подарил другому подарок, а тот ему в ответ - ничего не подарил. Как ты думаешь, почему бы это? Отрефлексировать свои собственные чувства и побуждения восьмилетний ребенок не может. А вот «поговорить на тему» - может вполне.  Можно при случае пообсуждать при нем подаренные кому-то подарки. Например, что дарили бабушке на прошлый день рождения, и почему именно это, и как бабушка была рада (или не была рада)… Заодно вкрапливая в эти разговоры свои соображения о том, как, когда и почему подарки дарят, а когда можно и не дарить, и что делать, если подарить надо, и бывает ли так, что подарки дарят «просто так», и много разного другого…Только тут нужно постараться, чтобы это все не звучало как нравоучение, а именно такой легкий разговор, в котором могут участвовать все присутствующие - ненавязчивый и даже не обязательный, так, поговорили, вспомнили что-то…

У него есть желание, потребность дарить брату подарки? Отлично, понемногу сдвигайте эту его потребность в русло традиций вашей семьи. Обсудите с ним, когда у кого день рождения, и как дни рождения празднуются. (Заодно «продвигается» идея, что подарки дарятся по праздникам, по случаю, не «просто так»).  Попросите его помощи в выборе подарков, совета (Заодно можно ненавязчиво обсудить , что подарок должен понравится имениннику, что в подарок выбирают не обязательно то, что нравится и хочется тебе самому, а что придется по душе имениннику, и что у разных людей могут быть разные вкусы). Ну и так далее. Вовлекайте его в "процессы жизни", а "мудрости" он наберется по ходу дела.

Для себя - можно последить, как вы используете в своей речи притяжательные местоимения. Обычно люди не отдают себе отчета, про что они сами говорят «мой», про что «наше», какими эмоциями сопровождают эту «притяжательность». Помните древний анекдот про мужа, который ответил жене  «я надеваю наши брюки»? А ведь этих "наших брюк" полно в "наших отношениях" ... Сами того не сознавая, мы зачастую проводим "границы собственности" с помощью речи.

Не знаю, принято ли в вашей семье говорить детям - «ты мой», но если да, то не отказывайте себе в том, чтобы прижать к себе ребенка, обнять, приговаривая - «мой мальчик», «мой маленький» и всякое другое, что, может быть, вам покажется, что уже не по возрасту, а на самом деле - самое то…

Постепенно он привыкнет и во всем разберется. Просто ему нужно на это сколько-то времени. И вашим другим детям, у которых теперь появился еще один брат, тоже нужно время, чтобы привыкнуть и принять.

Еще пару слов вдогонку. Не стоит ожидать, что все изменится «вдруг и сразу». Что Вы объясните ему что-то раз, два, поговорите, еще поговорите, и - вот он, результат. К сожалению, так редко бывает. Почти никогда. Объяснения и разговоры принимаются умом, а изменения в образе жизни, в образе мышления и поведения, в отношении к окружающей повседневности зреют долго, и созревают они, эти изменения, где-то глубоко внутри. Надо время, чтобы новая информация «переварилась», усвоилась, стала «своей». И не все будет принято. Что-то останется, что Вам не будет нравится. Что-то появится, что Вы, может быть, не ждали, и это касается не только темы собственности. Впрочем, через некоторое время Вы вдруг вспомните, что была какая-то такая проблема… И вдруг поймете, что все это было так давно…

Продублировано в жж с разрешения автора вопроса.

Вопрос-Ответ, Воспитание, Школа принимающих родителей

Previous post Next post
Up