Чаклун и Румба

Dec 24, 2023 10:49





"Чаклун и Румба", Беларусь, 2007

Если б не было войны

Партизан-фильм снимает и в двадцать первом веке. Уже давно весь мир считает, что когда-то угнетаемых евреев спасли бравые товарищи рядового Райана, а где-то на заднем плане истории то ли русские ложечки крали, то ли у них. И только белорусы из года в год показывают небольшие художественные кинозарисовки, где простой человек переступает предел возможного, ничего не прося взамен. Вот и в картине «Чаклун и Румба» маленький сапер просто воюет, с каждым днем на сантиметр приближая самое дорогое, что было у миллионов - Победу.

По традиции небольших киностудий для успешности проекта приглашается известный актер, согласно выделенной смете. Иногда это был Киркоров (под внучку Лукашенко в «На спине у чёрного кота» шли на существенные расходы), иногда это был Безруков, крошивших захватчиков в июне 1941 года. Сейчас чаёк пожиже - подписали локомотивом Андрея Федорцова - Вася Рогов, конечно, не Данила Багров, но тоже народом уважаем. А ход времени придал актеру и жизненной силы, нужной персонажу, который и у зэка финку отберет, и перед полковником стелиться не будет. А усилителем вкуса выступила овчарка, собак в кадре все любят.



В связи с не голливудским бюджетом навороты практически отсутствовали. Боевая сценка одна, снятая на стационарной базе под Смолевичами, массовка численностью с десяток-другой душ, локации приземленные - ведь главный герой белорус Чаклун - простая боевая единица в ватнике. ППШ за спиной, полуторка на заднем плане, дежурный Виллис для крупных планов. Час с небольшим хронометраж. Песен нет, операторских откровений - тоже, актерство советского образца без новаторств и экспериментов. Да и режиссер Андрей Голубев, очевидно, не его учитель Михаил Пташук. Но и не Сарик Андреасян.

Обязательное НКВД, обязательный штрафбат, обязательный штурм. Вороватые тыловики, высокомерное начальство. Таковы современные реалии. Как и модельная внешность современных актрис, щеголяющих на передовой модельными укладками и фарфоровыми зубками. Поэтому Ольга Рептух никогда не врежется в память, как Елена Драпеко, хватающая взахлеб болотную жижу в «…А зори здесь тихие», чтобы там ни изрекал про качество советских картин сытый кот Эрнст. Но Андрей Федорцов вписался бы шеренгу актеров-фронтовиков на равных. Уже один этот довод стоит просмотра фильма хотя бы на 9 мая.

Как бы кому ни хотелось, Беларусь снимала и будет снимать фильмы про Великую Отечественную. За четыре года погиб каждый третий житель страны, сравните с современными ужасами про кровавые режимы, которые посадили несколько тысяч на несколько лет. И главное, что выносит каждый зритель после просмотра - огромное желание того, чтобы этого кошмара больше не было. Не нужно смотреть под ноги на каждой тропинке - нет ли под бугорком мины. Не нужно шарахаться от каждого звука в небе. Спать в своей кровати под одеялом. И не убивать людей, большинство из которых виновато в том, что жили по ту сторону изгороди. И все это есть в каждом белорусском военном фильме, которые по определению лучше, чем бесконечные разборки братков и переживания гламурных кис.

Андрей Федорцов снимался с медалями своего деда на груди. Сапера Великой Отечественной.

Previous post Next post
Up