"Величайший шоумен", 2017, США
Куда уж выше
Как обыкновенный бывший советский ребенок, я в своё время прочитал «Приключения Гекльберри Финна», где два дранных авантюриста раскручивали публику номером «Королевский жираф», в котором кривлялись голяком на сцене с пером в заду. Знакомы были и о’генриевские шарлатаны и великий комбинатор О.С.Б.М. Бендер(-бей) с чалмой в чемодане и шахматной доской под мышкой. Неправильное образование накрепко сформировало отношение к вышеуказанным персонажам, что позволило впоследствии не попадаться ни на уловки наперсточников, ни на заклинания нейролингвистических программистов. А неправильный советский кинематограф закреплял кадром, что мистер Фёрст радеет за чистое искусство, а мистер Секонд ради звонкого никеля готов предложить любую чернуху.
А вот светлые американские кинематографисты считают, разумеется, по-другому. В 2017 году на широкую дорогу вышел очередной мюзикл «Величайший шоумен», собравший кэш, стремящийся к полумиллиарду правильных денег и даже получивший малую толику кино-музыкальных премий. Вышколенные не спорить с истинными авторитетами, наши зрители поставили в итоге проекту высокую оценку, совершенно идентичную образцу с IMDb. Робкая надежда познакомиться с творчеством Майкла Джексона, Гарри Гудини или ещё каким из многих тамошних великих артистов, умерла, вопреки поговорке, сразу же. Фильм основан, как водится, на реальной биографии некоего Финеаса Барнума. Но количество и качество просмотренных за жизнь лент давно научила относиться к правдивости этих реалий, примерно, как к пурге гражданина Франции Дмитрия Пескова.
Бедный мальчуган в драных башмаках получает пинки от папки-портного и надеется закружиться во фраке на балу. Прошли года, в активе жена, уведенная от обеспеченных родителей, и две горячо любимые лапочки-дочки, в пассиве - непрекращающаяся нищета. Уволенный с работы Финеас идет в банк и получает огромные деньги под залог утонувшей торговой флотилии, флайер которой он показал делягам. На большие тыщи он тут же снимает здоровенное здание в центре Нью-Йорка, забивает его диковинным реквизитом, нанимает штат человеческих уродцев и мутит лавэ. На этом месте я посмотрел на некогда уважаемом киносайте жанр фильма - драма, мюзикл, биография. Не комедия и не фантастика, да уж. Это где такие доверчивые банкиры водятся на Уолл-стрит, которые выдают состояние человеку с улицы под предъявленный фантик и даже не потратив ни минутки на выяснение обстоятельств. Не удивлен, что жалкий доллар теперь ни во что ни ставят ни в Великом Устюге, ни в Антананариву.
Воспитанному неправильным советским образованием с этого момента стало скучно. Иногда, конечно, тешил взгляд какой-нибудь музыкальный номер. Хью Джекман, опять же, артист весьма киногеничный, декорации неплохие. Можно одним глазом посматривать, другим косить в ленту новостей. Ну не переживать же всерьез, обанкротится или нет шоумен, который из всех ветвей искусства выбрал людскую тягу к созерцанию уродства. К бородатым женщинам приучило Евровидение, к борзым карликам «Игра престолов», к несчастным неграм ползающие на коленях футболисты. Ну, Мишель Уильямс моську поморщит, ну, Зак Эфрон театрально повозмущается - плавали, видели. А критическое восприятие толкает обличить врунов к Википедии - и, конечно, оказывается, настоящий Барнум далеко не бедняком, сыном бедняка, по жизни был. И магазинами владел, и газетами, вот только насчет пароходов, как у мистера Твистера, не выяснил. Но в тюрьме сидел, лотереями баловался, трупы якобы нянюшки Линкольна показательно эксгумировал, зверюшек до смерти уморял, думая, что белуги в тазике проживут, лилипутов с обезьянами демонстрировал, выдавая за найденное недостающее звено, слонов раскаленной кочергой дрессировал. В-общем, величайший шоумен, куда Чаплину или Трампу до этой неординарной личности.
А в фильме грустный и импозантный Хью Джекман страдает от козней желчных людишек, старается, чтобы ограниченные личности (сейчас, наверное, слово «инвалиды» писать уже опасно) дышали свободной грудью, и, само собой, является образцовым мужем и отцом, даря с барышей дочери самые лучшие балетные тапки. А так как голливудский кинематограф уверенно приватизировал познавательное бремя, то десятки, а то и сотни миллионов именно так и будут считать, укрепляясь в вере в Великую Американскую мечту - из грязи да в богачи. Ну, не скучные же биографии серии ЖЗЛ читать, лучше музыкальные номера посмотреть, где даже лошади танцуют лучше Волочковой на льду.