Смуглая леди сонетов (спектакль)

Jan 06, 2025 11:18





"Смуглая леди сонетов", СССР, 1966

А я со своей в контрах

Советское телевидение, несмотря на небольшое число каналов, тоже нуждалось в контенте. Сериалами баловать людей ещё не догадались, ток-шоу с грязным бельем заслуженных деятелей искусства выпускать было невозможно в принципе, политические дискуссии ограничивались торжественным зачитыванием диктором в строгом костюме заверенного высокими инстанциями текста. Конечно, показывались фильмы, концерты классической музыки и дистиллированный КВН, но эти проекты были недешевы и затратны по людским ресурсам и подготовке. А вот любимые Ленинградским телевидением телевизионные спектакли было выгодны многим. Пара-тройка картонных декораций, стационарная камера, возможность редактирования материала и энтузиазм актеров, которых было всегда больше, чем кинофильмов и театральных постановок, ставили процесс на конвейерную ленту.



Многие этим и жили. Например, режиссер Александр Белинский, три десятка лет выпускающий по телеспектаклю в квартал. «Записки сумасшедшего» - пожалуйста, «Понедельник начинается в субботу» - сильно не хлопаем, но смотрим, «Педагогическая поэма» - юбилейная медалька в портфолио не помешает. Что-то побогаче, что-то побюджетнее. «Смуглая леди сонетов» по Бернарду Шоу из второй категории. Хоть среди персонажей наличествует королева Елизавета и Вильям Шекспир, что, вроде, предусматривает хотя бы что-то королевское или яркое реквизитное, здесь была только одна пустая локация на фоне голых ступенек и костюмы а-ля гэдээровская ночнушка. Да и из остальных персонажей только непосредственно смуглая леди, к которой рвется на свидание пока безвестный виршеплёт. Ну пару минут выделили на стражника-взяточника. Который успел покритиковать современные спектакли, где вместо искусства одни пустые разговоры. Ирония-с.

Фабула не блещет откровением. Молодой повеса лезет через ограду дворца на рандеву с девицей нетяжелого поведения. Армия исследователей каждого чиха их всё Великобритании Уильяма нашего Шакеспира, выяснили, что красотку звали Чёрная Люси и она была известной проституткой, вдохновившей поэта на 127 из 152 сонетов. Правда, в постановке он ничтоже сумняшеся бросает её, уговаривая мающейся лунатизмом королеву, ни много ни мало, построить ему театр, размером с земной глобус. Не корысти ради, а токмо просвещения бедных тёмных подданных, ваше Величество. Королева, отхватившая пощечину от заревновавшей путаны, вышла из транса и интеллигентно послала гения в пешее путешествие, на чем и закончилась пьеса, вместившая целых тридцать семь минут экранного времени. В настоящих театрах за такой хронометраж режиссера бы закидали тухлыми яйцами, но Ленинградское телевидение удовлетворенно поставило галочки в окультуривании масс Бернардом Шоу и Вильямом Шекспиром, не подозрительные же Стругацкие всё-таки с их коммунизмом в светлом будущем и с семитской фигой в кармане.

А главной изюминкой просмотра было наблюдение за будущей супружеской парой - дядей Митей и бабой Шурой, Сергеем Юрским и Натальей Теняковой. Правда последняя была тогда ещё женой режиссера Льва Додина, но эти творческие многоугольники без горячих пышек не разберешь. Искры по ходы пьесы между актерами не проскакивало, но играли каждый по-своему хорошо. В молодой Теняковой была природная красота, в опытном Юрском - уверенность в собственном таланте.

Полчаса не напряжного ликбеза по средневековой Англии и позднеоттепельного советского телевидения. Сугубо для интересующих.

(с) Андрей Батурчик

Previous post
Up