Вифлеем и Мертвое море

Aug 21, 2017 08:30



В этом посте я решила объединить сразу два места, в которых мы побывали в рамках нашего майского израильского путешествия: Вифлеем и Мертвое море. Сделала я это только по одной причине: туда хорошо и удобно добираться из Иерусалима. Пожалуй, на этом причины заканчиваются.

Сказать по правде, если по поводу посещения Мертвого моря вопрос у нас не стоял, то вот визит в Палестину, хоть с благими и безобидными целями, как то посещение Вифлеема, вызывал по началу сомнения.

Были, честно признаюсь, некоторые опасения: а не надают ли нам потом по попе доблестные стражи израильской полиции или еще какая оказия с нами там может приключиться?.. Палестинская автономия место все-таки непростое и противоречивое.

И, тем не менее, дух приключений на одно место авантюризма возобладал, и однажды после обеда, сидя во дворике церкви Редимер в Иерусалиме, было принято таки решение ехать в Вифлеем.



Для начала немного общей информации, хотя ничего нового, думаю, вам тут не открою.

Палестинская автономия - это территория со статусом наблюдателя в ООН, которая с 1993 г. формально находится в процессе государственного строительства, на практике состоит из нескольких абсолютно непохожих друг на друга кусков. После 2005 г. западная часть, Сектор Газы, была полностью отдана арабам, посещение Газы стало делом очень сложным. О ситуации там, думаю, говорить не стоит.

В восточной части автономии, которую в международных организациях принято называть "Западный берег реки Иордан", все совершенно по-другому.
Это ни в коей мере не государство, а именно автономия с ярко выраженным национальным колоритом. Виз и настоящих границ там нет, есть только блокпосты, которые не обращают особого внимания на иностранцев.

По части древних достопримечательностей Западный берег довольно интересен - здесь находятся библейские Вифлеем, Иерихон, Хеврон, пещерные монастыри. Ну, а в массовой культуре всю Палестину представляют "горячей точкой", что далеко от действительности.

Почти все обладатели палестинских паспортов - этнические арабы. В прошлом среди них значительную часть составляли православные христиане, но из-за массового отъезда за пределы Палестины в XX веке сейчас христиан осталось немного - около 10% арабского населения. Остальные 90% - это мусульмане-сунниты.

Режим въезда на Западный берег из Израиля довольно запутан. Это связано хотя бы с тем, что Западный берег - это не настоящее государство, а что-то вроде "лоскутного одеяла", состоящего из арабских городов и деревень; еврейских поселений; дорог общего пользования, которые используют в том числе израильтяне. Поэтому и настоящих границ здесь нет и быть не может.

Нарисованная на большинстве карт Израиля с Западным берегом - это так называемая Зеленая черта, она же линия израильско-иорданского перемирия 1949 г.  Израиль Зеленую черту государственной границей не признает.

Также, насколько я поняла, существуют так называемые три зоны, на которые делится территория Западного берега: Зона С, В и А. Отсюда и особенности пересечения этих зон для израильтян или палестинцев, которые могут повлечь за собой в тех или иных случаях уголовную ответственность.

Думаю, тем, кто собирается ехать на машине, следует узнать об этих особенностях поподробнее, т.к. мы добирались до Вифлеема на автобусе №21 из Иерусалима (остановка неподалеку от Дамасских ворот). При выезде из Иерусалима мы просто спокойно проехали КПП, никто нас не останавливал и не проверял документы. А вот на обратном пути автобус остановился, и из него вышли только те, у кого был палестинский паспорт. Они (видимо, по уже привычному сценарию) выстроились в очередь возле автобуса и держали свои паспорта/удостоверения личности в раскрытом виде. Оставшиеся в автобусе люди (преимущественно, туристы, а может быть, и только туристы) молча наблюдали за всем происходящим из окон. К нам полиция поднялась уже сама. Проверяли все быстро, в паспорт особенно не вглядываясь.

Честно скажу, такая дискриминация не может вызывать положительные эмоции. Был момент, когда муж хотел выйти из автобуса и точно так же встать рядом с палестинцами в знак поддержки. Но я его все-таки остановила, напомнив, что у нас в паспорте свежие иранские визы, как говорится, лучше не будить лихо...

01. Собственно, вот такой белый забор, похоже, и есть граница между Палестиной и Израилем. Направляемся в Вифлеем.


02.


Русское произношение название "Вифлеем" заимствовано из греческого языка. На иврите название звучит как Бейт-Лехем, что в переводе означает "дом хлеба".

Это небольшой городок, исторически всегда бывший чем-то вроде спального района Иерусалима, является главным центром туризма Палестинской автономии из-за своей славы как предполагаемое место Рождества Христова.

Вифлеем - один из древнейших городов Палестины. Он впервые упомянут в египетских папирусах XV в. до н.э. Именно в Вифлееме сперва родился, а потом короновался царь Давид.

Современная слава Вифлеема началась с написания во II в. евангелий от Матфея и Луки, в которых указано, что Иисус родился в Вифлееме.

Первая церковь на предполагаемом месте Рождетсва была построена еще в IV в. императрицей Еленой. С этих пор город всегда оставался одним из центров христианского паломничества.

03. Главная достопримечательность Вифлеема - безусловно, Церковь Рождества - единственный объект из списка всемирного наследия Юнеско в Палестинской автономии и самая старая действующая церковь в мире. Первая версия церкви была построена над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, в IV в. при императоре Константине. В VI в. она сгорела, после чего была восстановлена Юстинианом. Постройку Юстиниана мы можем видеть и сейчас, хотя и с многочисленными пристройками и видоизменениями.


Последняя масштабная реставрация церкви имела место в 1930-х годах. В 2002 г. во время второй интифады 50 палестинских боевиков, спасаясь от израильской армии, проникли в церковь и взяли в заложники 200 священнослужителей и мирян. Осада церкви продолжалась больше месяца, после чего ЦАХАЛ признал поражение и дал боевикам возможность бежать за границу. В ходе осады церкви декор был практически уничтожен.

04. Что попасть, собстенно, в пещеру, где родился Иисус, нужно отстоять очередь. Но некоторые предприимчивые арабы-палестиницы довольно навязчиво предлагают вам за деньги (конечно!) миновать эту очередь.


05. К сожалению, церковь находилась на реставрации, поэтому толком ничего рассмотреть не получалось. Вообще, церковь Рождества, равно как и храм Гроба Господня, разделена на три секции - православную, католическую и армянскую. Причем действуют они довольно автономно.


06. Грот, куда мы стояли в очереди, находится под православной церковью - самой старой части комплекса, построенной при Юстиниане.


07. Здесь было множество самых разных икон, вифлеемские звезды, золоченые лампады.


08.


09. Обратите внимание на обилие драгоценностей и украшений под стеклом иконы, оставленные, по-видимому,  в знак благодарности.


10. А вот это уже пещера. Был интересный момент: когда мы спускались сюда вниз по лестнице вместе с самыми разными представителями тех или иных национальностей, то услышали, как люди пели рождественскую песню "Stille Nacht" ("Тихая ночь"). Это еще больше подчеркивало торжественность момента и создавало определенное настроение.


11.


12. В южной части пещеры слева от входа расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Придел напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе справа от входа расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.


13.


14. Место Рождества.  Снимать здесь было трудно и неудобно, поэтому, что вышло.


15. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: "Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est"  ("Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии"). Над этой звездой в полукруглой нише висят 16 лампад, из которых шесть принадлежат православным, шесть армянам и четыре католикам. За этими лампадами полукругом на стене ниши размещены небольшие православные иконы.


16. Греческий православный алтарь базилики.


17. Тут же недалеко от православной церкви располагается католическая церковь св. Екатерины, туда мы уже заходить не стали.


18.


19. Группа русскоязычных туристов, а на заднем плане - рождественский вертеп.


20.


21. Вечерело, а нам нужно было еще успеть на автобус, который отъезжал в Иерусалим, так что это то единственное фото города, которое я сделала в Вифлееме. На этом наше знакомство с Палестиной закончилось.


Во второй части поста я расскажу о поездке на Мертвое море, куда мы отправились также из Иерусалима в один прекрасный четверг день.

Мертвое море (на иврите оно звучит как соленое море) - самый крупный замкнутый водоем в Израиле. И, собственно, в Израиле находится только юго-западная часть Мертвого моря, тогда как восточное побережье принадлежит Иордании, а северо-западное находится в составе Палестинской автономии.

Средняя соленость моря в 8 раз превышает соленость мирового океана, а вода в нем очень плотная, из-за чего в ней физически не может утонуть даже не умеющий плавать человек. Берег Мертвого моря - самая низкая точка земной суши.

Климат в мертвоморском регионе - самый жаркий в стране. Это мы хорошо ощутили на себе. :) До Иерусалима ехать часа полтора, но перепад высот составляет почти полтора километра, а перепад температур - около 10 градусов. Вода достаточно теплая для купания почти весь год.

Израильские власти провели интересную политику по разделению всего туристического потока в мертвоморский регион на две группы: для каждой из групп предназначен свой курорт. Молодежь, любители приключений и активного отдыха едут в Эйн-Геди, стоящий на Большом море. Тот, кто ищет более привычный пляж и ленивый отдыха, едут в поселок Эйн-Бокек, он гораздо цивильнее и богаче.

Между Эйн-Геди и Эйн-Бокеком на горе, нависающей над Мертвым морем, стоит крепость Масада. Туда мы не заезжали, т.к. просто не ставили себе изначально такой цели.

22. Из Иерусалима (автовокзал) мы добирались на автобусе компании "Эггед" как раз до Эйн-Бокека.


23. К сожалению, в настоящее время Мертвое море является ареной самой страшной в Израиле экологической катастрофой. Его площадь каждый год сокращается, а соленость, наоборот, растет. В 1970-г годах вследствие обмеления единый некогда водоем оказался разделен на две части: Большое Мертвое море на севере и Малое Мертвое море на юге.


24. Два озера разделены узенькой протокой, которую перекрыли дамбой, из-за чего состав воды в озерах разный. И если Малое море - это пункт добычи соли и минералов, то в Большом море добыча не ведется, поэтому оно более напоминает естественное озеро, уровень солености в котором гораздо ниже, чем в Малом.


25. Примерно здесь нас высадили из автобуса. В глаза сразу бросился "марсианский пейзаж" на заднем плане: сочетание гор и современных отелей.


26.


27. Тут же большой пляж. Он общественный, хорошо оборудован: есть навесы, души (а это обязательный пункт пребывания на Мертвом море, иначе без смывания соленой воды просто небезопасно), кабинки для переодевания, биотуалеты.


28. Под одним из таких навесов мы и расположились на заранее захваченных с собой полотенцах, достали дыню, купленную на рынке в Иерусалиме, и начали свой маленький пир.


29. Обратите внимание, какой здесь желтый песок. Пятки от этого песка еще долго оставались желтыми. Не знаю, с чем это точно связано.


30. Я читала, что если у вас будут какие-то ранки на теле, то соленая вода может быть очень болезненной. Не знаю, несмотря на мои конские мозоли, ничего у меня не щипало, наоборот, в соленой воде было очень приятно находиться, она хорошо выталкивала, позволяя просто лежать на ней. На ощупь вода приятная, маслянистая и соленая на вкус. Ну да, я ее немного попробовала на губах. :)


31. На побережье стоят отели, собственно, подозреваю, что особой инфраструктуры тут нет, люди едут исключительно из-за моря и лечебной грязи. Самое примечательное в архитектурном плане здание Эйн-Бокека - гостиница Royal из стекла - находится на второй линии пляжа.


32. Кстати говоря, общая длина побережья Мертвого моря составляет 80 км.


33. Долго находиться в соленой воде не рекомендуется. Лучше делать подходы - минут по 10-15. И потом обязательно смывать с себя соленую воду.


34. Я немного прошлась по береговой линии и сделала несколько фото. Больше здесь все равно делать особенно нечего (кроме плавания, конечно).


35.


36. Солнце здесь немного обманчивое: мы сгорели довольно быстро, хотя сидели почти все время под навесом.


37.


38. Кстати, дно здесь довольно прозрачное.


39.


40.


41. В общей сложности на пляже мы провели часа три. Этого вполне хватило, чтобы искупаться несколько раз в море и полежать на пляже.


42.


43.


44. Я читала, что в Эйн-Геди находится один из самых знаменитых нацпарков Израиля, так что, наверное, туда есть смысл съездить. А, вообще, надо понимать, что на Мертвом море нет привычной туристической инфраструктуры. Человеческие поселения ограничиваются двумя маленькими киббуцами и одним курортным поселком с несколькими отелями. Все-таки это не настоящее море, а, скорее, озеро. И, тем не менее, испытать на себе его соленость и свойства воды стоит хотя бы раз в жизни.


В следующем посте мы отправимся в Тель-Авив - заключительный пункт нашего израильского путешествия.

Вифлеем, Израиль, путешествие, Палестина

Previous post Next post
Up