В прошлую субботу мы таки наведались в музей метро. Давно хотели это сделать, благо идти особенно никуда не нужно: музей находится прямо в вестибюле станции метро "Спортивная". Вход бесплатный и музей носит гордое звание "народного".
Кстати, давно хочу сходить на экскурсию "История московского метро". Потому что одно дело ездить каждый день по тем или иным станциям, не замечая их архитектурных особенностей и мало что зная об их истории, а другое дело смотреть на все более осмысленно. До недавнего времени, когда я еще ходила на работу, я всегда пересаживалась на Новослободской и почти каждый раз видела там туристов, увлеченно фотографирующих витражи и мозаику этой станции. Надо бы хоть раз взглянуть на все их глазами...
Кстати, музей работает со вторника по пятницу с 09:00 до 16:30, а в субботу с 10:00 до 16:30. Так что имейте в виду!
01. Сам музей находится на третьем этаже. Перила лестницы выполнены из материала, покрывающего поручни эскалатора. Все должно быть по фэн-шую.
02.
03. Перед этой табличкой так и хотелось вытянуться по струнке и спеть: "Ленин всегда живой, Ленин всегда со мной..."
04. Слева сразу же видим макет эскалатора.
05. Не знаю, актуальны ли эти подсчеты.
06. Эскалатор - штука сложная, довольно опасная и требующая повышенного внимания и бдительности пассажиров. В московском метро станции периодически закрываются сразу на 2 месяца для ремонта/замены эскалаторного полотна.
07. Управляется вся конструкция такой вот сложной махиной. Кстати, в детстве я называла эскалатор "лестницей-чудесницей". Помню, когда приезжала к бабушке в Москву, то эскалатор и поход в метро для меня всегда были тем еще испытанием. Я долгое время боялась, что эта "лестница-чудесница поглотит меня прежде, чем я успею запрыгнуть на нее.
08. В музее представлены стенды с информацией о начале строительства московского метро, и те "моменты", которыми оно сопровождалось.
09. Первые метростроевцы.
10.
11. В старых газетах сплошь хвалебные отзывы о "гениальном товарище Сталине" и его новом детище. Цензура тогда была что надо!
12. Помните песню: "Комсомольцы, добровольцы..." Так и вспоминается она, когда смотришь на эти экспонаты.
13. Пропуска, документы метростроевцев.
14.
15. А вот и пригласительный билет на право одной поездки в метрополитене. Почетное право! А сейчас - купил билетик и катайся себе сколько хочешь!
16. Здесь представлен прототип машины, определяющей целостность рельсов. Это устройство перемещается и простукивает рельсы: если звук звонкий, то рельс целый, а если глухой, то значит есть трещины, следовательно рельс нужно менять.
17. Каким было наше метро в разное время.
18.
19. Ребята тут же вызвались помочь и рассказать подробнее об некоторых экспонатах. Оказались очень приветливые и эрудированные товарищи, такое редко сейчас встретишь.
20. Собственно, это тот механизм для простукивания рельс, о котором я писала чуть выше. Заодно и свой слух можно проверить ;)
21. На этом учебном стенде показывалось как работает система светофоров для машинистов.
22. Участок между станциями разбит на блоки, на каждом участке машинисту с помощью светофорного сигнала демонстрируется с какой скоростью он должен двигаться на этом участке.
23.
24. Современным работникам метрополитена, диспетчерам, конечно, проще определять и отслеживать местоположение поезда в метро. Сейчас все видно на мониторе и можно определять, где в данный момент находится тот или иной поезд: на станции, либо он свернул в депо и т.д.
25. График движения поездов актуален и по сей день. Другое дело, что он не всегда столь идеален ;).
26. А здесь довольная Таня опускает 5-копеечную монетку в турникет старого образца. Вот только ребята не сказали нам, в каком году появились эти турникеты.
27.
28. Проезд тогда стоил 5 копеек. И если у пассажира не было с собой монет этого номинала, он мог поменять их в специальном аппарате.
29. Здесь представлена история метро в монетах, билетах и жетонах. Сюда же затесались жетоны минского, киевского метро, ленинградского.
30. Некоторые билеты и жетоны я еще помню.
31. Ну и собственно копейки как стоимость одного проезда в метро.
32. Так выглядит кабина машиниста электропоезда.
33. Как по мне, я больше люблю старые вагоны метро. Теперь их все меньше курсирует, им на смену пришли новые "Русичи", которые, как утверждают некоторые авторитетные люди, гораздо менее прочные, чем старые. Все-таки новое - не всегда лучше, чем старое.