Путешествие в Казахстан. Астана музейная

Jul 02, 2024 08:30



Вторая часть нашего путешествия в Казахстан была посвящена Астане и ее окрестностям. И эта часть разительно отличалась от алма-атинской. Тут нет заснеженных горных пиков, разнородного ландшафта. Астана и область - это степи и ветра. А еще это суперсовременный, динамично развивающийся город, который отстроили просто какими-то гигантскими темпами и продолжают отстраивать и развивать.

У нас в Астане была следующая программа: знакомство с городом, следующий день поездка в Боровое (знаменитая природная достопримечательность здешних мест) и завершением всей программы должен был стать Коргалжынский заповедник, где мы должны были наблюдать за фламинго в их естественной среде. В целом, все прошло по плану, хотя и не без шероховатостей...

Но обо всем по порядку.



01. После Чарынского каньона и маковых полей, о которых я писала в предыдущем посте, мы отправились на вокзал в Алматы. Нам предстояло почувствовать себя немножко местными и отправиться на скором поезде в столицу. Это, собственно, зал ожидания.


02. Вот такой современный поезд должен был доставить нас до Астаны. Сразу отмечу, что путь неблизкий. При том, что это скорый поезд и шел он почти без остановок, мы должны были прибыть в Астану на следующий день около 9 утра (отправление из Алматы примерно в 17:00). Но на деле что-то пошло не так...


03. У нас были отличные купе. Я ехала вместе с девочками-студентками, которые возвращались домой после сессии.

         

04. Т.к. в поезде делать особенно нечего, то я коротала вечер в вагоне-ресторане. Вполне себе комфортно, а с чашечкой кофе и десертом, так просто праздник какой-то! :)


05. Наш дримтим. :) Денис, основатель фирмы Майтрэвелбар, с которой мы ездили, как предводитель девчачьего батальона. :) На этом фото мы еще не знаем, что поезд наш задержится аж на 4 часа! Как оказалось, ночью поезд, внимание!!! Столкнулся с лошадью! Оказывается, тут такое бывает: степи, кругом табуны лошадей и, видимо, какая-то лошадка решила поиграть, простите, в Анну Каренину, и попала под поезд. Да так попала, что ночью поезд долго стоял, и мы ждали, когда поменяют локомотив! Короче, это Казахстан, детка! :))


06. Голодные, немытые, усталые турыстки таки добрались до Астаны, и нас сразу повезли обедать. И это было правильным решением! :)


07. Обедали мы в ооочень аутентичном месте. Из серии: сразу и хлеб, и зрелища.


08. И мы тут были совершенно одни.


09. Естественно, все потом примеряли эти наряды! :)


10. Итак, что по еде. В качестве комплимента от ресторана нам всем подали такой вот кисло-молочный напиток. Там айран, травки и минералка. Очень вкусно, и хорошо влияет на ЖКТ. И, конечно, кто-то заказал баурсаки! Куда ж без них? :)

             

11. Мой улов: вкусный салат с помидорами ачучук (он, вообще-то, узбекский, как я поняла) и какое-то блюдо (название я не запомнила) с томленой бараниной и картофелем. Это блюдо я заказала на двоих с одной девушкой из группы, т.к. одному все-таки многовато... Баранина отличная, очень мягкая.

         

12.


13.


14. Ну, а потом и фотосессия! :) Принцесса Будур, не иначе! :)))

       

15. Да, вот так выглядел на самом деле наш гарем! :)) Все встало на свои места. :)


16. После обеда нас ждало посещение самого большого и, пожалуй, значимого для Казахстана музея, где действительно можно получить хорошее представление о казахской культуре, традициях, начиная от древности и заканчивая современной историей. Музей отличный, огромный и очень интересный!


Музей был официально открыт 9 июля 2015 года, это самый большой музей страны. Сегодня в Национальном музее Казахстана хранятся бесценные артефакты, составляющие его основной фонд. Это - археологические находки нескольких курганов (в том числе изделия из золота), Ботайского поселения и древних городов, расположенных на казахской территории. Самым удивительным экспонатом является «Иссыкский Золотой человек», обнаруженный в 1969-70гг. при раскопках кургана Иссык и известный сегодня всему миру. «Сакский воин в золотых одеждах» является настоящим Символом Казахстана, поэтому его копии и скульптурные композиции можно встретить в разных городах Республики.
17. В холле вас сразу поражают размеры и объемы. Все такое... монументальное! Огромная карта Казахстана и символ - парящий золотой Беркут.


18. Эта удивительная и изящная скульптура авторства российского скульптора Даши Намдакова. До Казахстана я и не знала о его существовании, а после просто влюбилась в эти утонченные скульптуры. Позже покажу вам еще одну работу его авторства уже в самом городе.


19. Здесь показана карта, где демонстрировались сокровища "Золотого человека". «Золотой человек» (каз. Алтын Адам) - условное название археологической находки, сделанной в 1969-1970 годах в 53,5 километрах от Алма-Аты в результате раскопок кургана Иссык на берегу реки Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре - 60 метров. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде."


20. Экспозиция Зала древней и средневековой исто­рии представляет орудия труда и предметы быта каменного века, археологические предметы бронзо­вого и железного веков, а также артефакты средне­вековой истории Казахстан (керамика, нумизмати­ка, орудия труда).


21.

         

22. Лошадь издревле была верным спутником казахских кочевников. Существуют целые ритуалы, связанные с лошадьми, множество украшений, найденных в гробницах. И это удивляет меня: с одной стороны прямо таки сакральное значение, с другой стороны, не как у индусов со священной коровой, например...


23. Зал, где представлены скелеты динозавров и мамонта.


24.


25.


26.


27. Да уж, не хотелось бы с такими пацанами в темных джунглях встретиться...


28.


29. Птичка особенно повеселила. :)


30. Потом нас отвели в какой-то супер-современный зал с такой вот инсталляцией посередине: светящиеся палочки образует священное дерево для казахов - байтерек. «Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремлённость к будущему процветанию.


31.


32.


33. А вот это, пожалуй, один из самых интересных залов. Здесь, например, показано изготовление ювелирных украшений.


34. Это уникальные украшения сакских мастеров, найденные в иссыкских могильниках. И везде прослеживается символ казахов - горный козел. Узор, напоминающий закруглённые рога барана, - один из самых древних элементов казахского орнамента. Он идёт из скифо-сакской культуры VII-III веков до н. э. В казахской орнаменталистике этот символ считается родоначальным, основополагающим. Он олицетворяет высшее божественное начало, избранность. С такими рогами изображались божества античной культуры.

       

35.


36.


37. Очень тонкая ювелирная работа и золото самой высшей пробы.


38. Это, между прочим, древнее зеркало.

         

39. А вот и тот самый Золотой человек. Разумеется, одежда и украшения - точная копия. И все равно видно, какая это была тонкая ювелирная работа.

         

"Предположительно, это - сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор высотой 70 см, украшенный золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, птиц, деревьев. На шее находится золотая гривна с наконечниками в виде голов тигра. С левой стороны черепа была обнаружена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы.
Форма одежды и способ захоронения позволяют предположить, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи. Отдельные казахстанские историки выдвигают предположение, что захоронение принадлежит усуню." Подробнее тут.
40. Лошадки тоже украшались по-царски.


41. Всего в Казахстане, в результате археологических раскопок, было найдено пять захоронений с так называемым «золотым человеком»: второй «золотой человек» найден в Кургане Аралтобе, третий в Шиликтинском кургане Байгетобе, четвёртый под Астаной и пятый «золотой человек» найден в могильнике Талды Каркаралинского района.


42. Воин справа имеет лицо знаменитого казахского актера. Его попросили, так сказать, попозировать для реконструкции. :)

       

43.


44. Тончайшая работа на расшитом золотом плаще. Золото и бирюза.

         

45. Примеры костюмов женских знатных особ.

         

46. У этого знатного господина единственного реконструировано лицо. Т.е. по нему мы можем предполагать, как выглядели потомки казахов.


47. На фото справа - жрица.

           

48. Если вы думаете, что это мужчин-воин, то вы ошибаетесь. :) Женщины тоже были амазонками-воительницами.

           

49. Интересно, получается советская армия взяла головной убор у казахов?


50. Дальше представлены разные виды национального промысла, например, сотканные ковры. Обратите внимание на интересную деталь: низ ковра остался недоделанным и это неспроста! Такие ковры обычно вешались на стену у изголовья кровати. Оказывается, есть такая древняя традиция, что ковер специально оставляли вот так, чтобы род не прерывался и каждая последующая семья добавляла бы туда свой узор, как бы продолжая рисунок ковра. По-моему, это красивая традиция.


51.


52.


53.


54. Каждый орнамент имеет свое сакральное значение, но, так или иначе, прослеживается национальная символика кочевников.


55. Женские украшения можно разглядывать очень долго. :)

           

56. Тут разные варианты поясов со своим значением.


57. Это специальные "манжеты", чтобы фиксировать рукава в одежде. Как нам сказали, чтобы злой дух не проник через открытый рукав к девушке!


58.


59.


60. Огромных размеров перстни!


61. Фото не передает размеров, но некоторые из них примерно с небольшую ладонь!


62. И еще немного национальных нарядов, в том числе, свадебных.


63. В огромной юрте представлен быт кочевников.


64.


65. У каждого своя половина: женская и мужская. А дверцы внутрь делали двухстворчатыми: чтобы сразу можно было определить: с оружием человек пришел - значит не сможет сразу открыть двумя руками две створки. Все было продумано!


66.


67.


68. И стенды с народными промыслами, инструментами и т.д. Разумеется, за 2 часа посмотреть такой огромный музей, пусть даже вместе с гидом, невозможно. Поэтому сюда надо приходить отдельно.


69.


70.


71. Огромное панно-гобелен, а в центре Нурсултан Назарбаев. Можно по-разному относиться к личности этого человека, но для Казахстана он значил и значит многое, это бесспорно.


72. Групповое фото, куда же без него? :)


73. Это вид из музея на национальную мечеть Хазрет Султан - крупнейшую в Казахстане и вторую по размерам в Центральной Азии. Название мечети переводится как «Святейший Султан». Так обращались к жившему в XII веке поэту, мыслителю и одновременно суфийскому шейху Ходжи Ахмеду Ясави, в честь которого она была названа. Ясави почитается в исламе как святой, а над его могилой в Туркестане воздвигнут мавзолей.


74. И снова привет дождь! Пирамида слева - это Дворец мира и согласия - один из нескольких проектов знаменитого архитектора Нормана Фостера в Астане. Идея постройки принадлежит президенту Н. Назарбаеву, предложившему возвести специальное сооружение, предназначенное для организации собраний и съездов представителей мировых религий: иудаизма, ислама, христианства, буддизма, индуизма, даосизма и других конфессий.


75. Далее наш путь лежал в еще один музей. В 2017 г. Астана приняла международную выставку, темой которой стала "Энергия будущего". Основная часть Экспо разместилась в футуристичном стеклянном шаре высотой 100 м. Сегодня его занимает Музей энергии будущего "Нур Алем", что с казахского означает "Светлый мир".


76. Это самое большое сферическое здание в мире диаметром 80 метров. Общая высота здания 92 метра. Автором оригинального проекта стал архитектор Альберт Шпеер-младший. По замыслу архитектора сфера - это последняя капля Нефти перед эрой зеленых технологий.


77.


78.

         

79.


80.


81.


82. Около «шара» размещаются креативные инсталляции и Экспо-парк со светомузыкальным фонтаном и Монументом 25-летию Независимости Республики Казахстан в виде граненой стелы.


83. Первый уровень музея знакомит с развитием Казахстана и разработками казахстанских ученых в области энергетики. Каждый из последующих уровней открывает энергии воды, биомасс, ветра, солнца, космоса и кинетическую энергии. Самый верхний представляет Астану в будущем, а также позволяет с высоты увидеть ее настоящую. Некоторые экспозиции интерактивные.


84. Эта инсталляция выполнена из пиал!


85.


86. На интерактивном стенде представлены традиции казахов: можно поднести руку и появится анимационное изображение и рассказ.


87.


88. Золотая чаша.


89. Дерево Байтерек. К нему мы еще поедем. На переднем фоне что-то вроде арфы: на струнах можно исполнять мелодии.


90. Дерево жизни.


91. Древний национальный музыкальный инструмент.


92.Честно признаться, экспозиция здесь просто огромная: восемь залов, а времени у нас было что-то вроде часа, поэтому мы шагали бодрым галопом за мальчиком-гидом, слушая все вполуха, т.к. были изрядно уставшими.


93.


94. Супер-современная архитектура.


95.


96. Из шара открываются отличные виды на Астану и ключевые достопримечательности.


97.


98. Это карта города, на ней также представлена так называемая "Золотая линия", где сосредоточены самые яркие достопримечательности столицы. Удивительно, как это все отстроили за сравнительно небольшой срок, когда бывший Акмолинск, потом Целиноград, затем Акмола превратился в Астану.


99. "6 мая 1998 года Указом Президента Казахстана, «учитывая ходатайства местных исполнительных и представительных органов, пожелания общественности города Акмолы и на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан», город Акмола был переименован в город Астана. Топоним Астана - из казахского астана - «столица», «столичный».


"По мнению первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Алма-Ата перестала отвечать требованиям к столице страны: город расположен не в центре, а на юго-востоке страны на границе с Кыргызстаном и Китаем. В Алма-Ате также сложилась плохая экологическая и сейсмическая ситуация. При выборе новой столицы Назарбаев придерживался 32 критериев: социально-экономические показатели, климат, ландшафт, сейсмические условия, перспективы развития, человеческие ресурсы и другие. Убеждая депутатов Верховного Совета о переносе президент утверждал, что «в лице новой столицы Казахстан получит не только новый общественно-политический, но и крупнейший научный, культурный и деловой центр Казахстана».
6 июля 1994 года было принято постановление Верховного Совета Казахстана о переносе столицы из Алма-Аты в Акмолу."
100.


101. Знаете, когда мы ездили и ходили по городу, то у меня сложилось такое ощущение, что ведущие архитекторы Казахстана и мира словно получили от правительства своего рода карт-бланш. Вот вам деньги, стройте все, что хотите. Один Фостер чего стоит! Здесь действительно очень современный город с широкими проспектами, разными тематическими улицами, представляющими собой оммаж тем или иным мировым столицам...


102.


103. И покажу еще разные тематические залы. Этот посвящен Космосу и космонавтике.


104.


105.


106.


107. Как раз пошел дождь и после выглянула радуга.


108. Этот зал биологии, растительности, генетики.


109. В стеклянные плиты в полу насыпаны разные агрокультуры. Очень интересный эффект получился.


110.


111.


112. Зал медицины. Я показала вам 10% из того, что мы увидели здесь, но даже и это требует длительного просмотра и осмысления. Впихнуть в себя столько информации после довольно стрессового дня и ночи в поезде - это, простите, весьма сложная задача.


113. И если вы думаете, что на этом наша прогулка закончилась, то вы глубоко ошибаетесь! После музеев мы отправились в самую большую соборную мечеть в Астане, которая является еще и самой большой по вместимости в Казахстане и Центральной Азии. Но об этом рассказ уже в следующем посте.


114.


115.


В следующем посте мы погуляем по городу и увидим самые яркие достопримечательности Астаны!

путешествие, Казахстан

Previous post Next post
Up