Гендерное - о ценности жизни

Apr 28, 2008 12:44

Для затравки. Фильм "Титаник" Кэмерона. Ввиду ограниченности числа лодок  - преимущественное право на жизнь женщинам и детям (причем, заметьте, детям обоих полов).  То, что в одну из лодок забрался мужчина, подается в фильме как малодушие. 
+ Вскоре после гибели парохода-гиганта появилось сообщение о позорном поведении молодого ирландца. Писали, что он, стремясь любым путем сохранить свою жизнь, вбежал в опустевшую каюту, переоделся в женское платье и беспрепятственно занял место в спасательной шлюпке. О столь постыдном поступке писали многие газеты.

Интересный вопрос - как сформировалась этика, в которой женщины не имеют равных прав с мужчинами, но в случае чего - ценность жизни женщины больше мужской? (если не принимать во внимание фактор культуры)
Исторические реалии - апрель 1914 года. До первой мировой войны несколько месяцев (то есть до времени активного замещения выбывшей мужской рабочей силы женской). Европа. Активное суфражистское движение, но политики активно ему сопротивляются. Женщины начали выходить на рынок труда еще в 1840 году, в связи с ходом индустриализации и внедрением машинного производства - но до сих пор концентрируются только в нескольких отраслях - табачная, текстильная, производство одежды, а кроме того прислуга и прачки. В синдикаты и профсоюзы, начавших активно защищать права и повышать уровень заработка рабочих, женщин не пущали - женский труд оплачивался в два раза ниже мужского и был, как правило, неквалифицированным.

Итак, с точки зрения логики, мужчины могли бы мыслить следующим образом: 
"Наши жизни ценнее. Ведь это мы создаем экономическую ценность - блага и услуги, материальную опору. Если спасусь я - то напроектирую еще кораблей - больше и лучше. Построю еще кучу заводов, сделаю массу изобретений, улучшу жизнь человечества. Женюсь еще раз и заведу еще много детей. Какой толк, если спасется женщина? Она, как правило, необразована, не получила профессиональных знаний и навыков и занимается никопроизводительным, неквалифицированным трудом, заработок от которого с трудом позволяет ей себя прокормить".
С учетом детской смертности начала века - 247 смертей на тысячу человек, а также громадного социального неравенства и уровня бедности среди рабочих, женщина-вдова, оставшаяся без кормильца, вряд ли сможет выходить семью, ради которой мужчина пожертвовал своей жизнью...
Учитывая эти факты и образ мышления того времени, еще интереснее другой вопрос - почему безотказно сработало классовое разделение (проход на палубу для пассажиров третьего класса был закрыт),  а гендерное - нет? Женщины высшего общества, конечно, получили лучшее образование, но навыков и желания работать - и того меньше. В общем, с точки зрения экономической и патриархатной - необъяснимое благородство.

З. Ы. Еще более интересным может стать вопрос, если представить в сходной ситуации людей других культур. как бы себя вели арабы или афроамериканцы, например? Грузились бы семьями? Уплыли бы только мужчины? Только самые молодые? Или бы просто все беспорядочно грузились - кто успел. В последнем случае выиграли бы так же мужчины - в традиционных культурах женщинам не принято пихаться и конкурировать с мужчинами...

update. О классовой дискриминации на Титанике:

В сводках не упоминали о пассажирах третьего класса - сотнях эмигрантов из Европы, для которых вообще не было ни шлюпок, ни спасательных жилетов, ни кругов. Им не давали приблизиться к спасательным шлюпкам, стреляя в воздух, до последнего момента не выпускали на палубу. Сухой язык цифр открывает степень дискриминации: на предназначенных для женщин и детей шлюпках спаслось больше мужчин из первого и второго классов, чем детей из третьего.
Циничная дискриминация продолжалась даже по отношению к мертвым. Уже после прибытия спасшихся в Нью-Йорк, на поиски погибших отправился корабль добровольцев с пустыми гробами на борту. Удалось выловить 360 трупов. В ледяных водах Атлантики они хорошо сохранились. По одежде можно было легко определить, к какому классу принадлежали погибшие. Пассажиров первого класса укла­дывали в гробы, второго - в мешки со льдом. И те, и другие нашли успокоение на кладбище Галифакса. Но добровольцы не посчитали нужным отвезти на континент тела пассажиров третьего класса и матросов. Их сразу хоронили в океане.

история, гендер

Previous post Next post
Up