История Левшей

Apr 12, 2008 15:38

Всем людям нравиться мысль, что события и знаки организуются вокруг них. Мне вот тоже нравится, что 13 августа  - день моего рождения  - это еще и международный день Левшей. Потому что я тоже Левша и мне это очень нравится.

А также есть у меня замечательная книга Пьер-Мишель Бертрана "Зеркальные люди: история левшей". О том, как люди, со свойственным им бинарным мышлением, демонизировали все "левое", оставив  все хорошее "правому". Перечислять все социально-культурно-лингвистические подтвержения очень долго, многие из них есть на сайте:
http://levshei.net/ (очень содержательный кстати, сразу поражает статистика сверху - сколько людей родилось за время, проведенное на сайте и сколько из них левшей, а также есть зеркальное меню).

Дискриминация левшей столь же продолжительна и абсурдна, как и многие другие виды дискриминации: гендерные, расовые, религиозные  и т.д. Поэтому решила я на страницах этого журнала  периодически вещать на эту тематику. Ведь все гонения похожи друг на друга, по одним можно изучать и другие.

Начнем с главы "До того, как появились правила хорошего тона" (с сокращениями):

Изучая правила поведения, принятые в Средние века, мы видим, что в них фактически никогда не содержится указаний на то, какой рукой пользоваться во время еды. Например, хотя все правила поведения налицо (не разго­варивать с набитым ртом, не плевать и не рыгать, не сморкаться и не вытирать руки о скатерть), «Наука дер­жать себя за столом», появившаяся в конце XV в., ниче­го не говорит по поводу той или другой руки. Причина проста: вилка еще не существует (она войдет в обращение в XVII в.), поэтому все едят руками.

Конечно, некоторые согласятся с тем, что некрасиво, в особенности на глазах у сотрапезников, «отправлять мясо в рот обеими руками и есть с обеих сторон», однако никому и в голову не придет утверждать, что в данных обстоятельствах исполь­зование правой руки предпочтительней. И если Тангейзер (XIII в.) и критикует «обычай есть обеими руками одновременно», то это не мешает ему уточнить:

Следует всегда есть той рукой, которая наиболее удалена от сотрапезника. Если твой сосед сидит справа, ешь левой рукой!

Вскоре все изменится. Как установил Норберт Элиас, вторая половина XVI в., когда рыцарство придет в упадок и установится королевский абсолютизм, станет весьма благоприятным периодом для возникновения новых ти­пов поведения. Именно при дворе этикет, протокол, декорации, политес и другие зарождающиеся формы станут знаком уважения и зависи­мости перед лицом монарха. Чтобы сохранить свое поло­жение, нужно тщательно их соблюдать, тогда представит­ся и шанс воспользоваться положенными привилегиями.

Отныне все должны будут соблюдать всевозможные обя­занности и запреты, следовать общему кодексу хорошего тона, более или менее спорному. То, к чему до сих пор относились терпимо, будет преследоваться как неприем­лемое, то, что раньше было неизвестным, станет един­ственно возможным. Необходимость передачи определенных прерогатив правой руке возник­ла очень рано, и в то же время левая рука воспринимается обычаем как недостойная.

Первые же указания присут­ствуют в «Гражданстве обычаев детских» Эразма, появив­шиеся в 1530 г. и являющиеся прототипом современных учебников по правилам хорошего тона и настоящим бест­селлером своего времени (книга выдержала по меньшей мере восемьдесят изданий и была переведена на четыр­надцать языков до 1600 г.): «Ставя тарелку или наливая вина в бокал не пользуйся левой рукой», - встречаем мы там. Другие авторы вторят ему:

Ребенок ни в коем случае не должен подносить мясо ко рту то одной, то другой рукой, как те юные создания, что приступают к еде: всегда он должен пользоваться правой ру­кой, скромно беря хлеб или мясо тремя пальцами.

Правила поведения за столом менялись очень быстро. С середины XVI в. воспитанный ребенок может подносить еду ко рту исклю­чительно правой рукой. Так возник обычай, а обычаи фактически никогда не подвергают сомнению.

Правила становятся все более многочисленными и все более категоричными. Их насаждают в самых низких кругах с помощью церкви, которая дает им статус христи­анской добродетели. Вежливость становится не только способом хорошо держаться в обществе, но способом по­нравиться Богу, уважать евангельское послание во всех мельчайших ежедневных заботах. С этих пор появляется честный и нечестный способ держать себя за столом. Ис­пользовать левую руку вместо правой, без сомнения, относится ко второму. О том пишет в обличительной речи Пьер Лепти в 1683 г., черпая свое вдохновение в писаниях святого Августина:

Не ужасаетесь ли вы ежедневно тем, что левши и едят левой рукой? Но если чувствуете вы, что стол ваш опозорен, ибо человек за ним ест подобным способом, то не чувствует ли Бог, что Его стол опозорен, ежели правую свою руку вы превращаете в левую, а левую - в правую?

Жан-Батист де Ла Саль (1651-1719) будет одним из основных проповедников этой идеологии социальных поведений. «Правила доброго поведения и христианского соблюдения приличий», опубликованные в 1703 г. (пе­реизданные, по меньшей мере, сто семьдесят шесть раз до 1875 г., что свидетельствует о важности этого произве­дения в истории нравов), представляют собой неправ­доподобный перечень мелочных инструкций. У Эразма и его последователей прави­ла, касающиеся левой руки, составляли лишь несколько строк, здесь же их добрый десяток:

Развернув салфетку, следует убедиться, что перед вами есть тарелка и что нож, вилка и ложка лежат по правую руку, чтобы их удобнее было взять. <...> Держать всей рукой вилку или ложку так, словно вы держите палку, противно хороше­му тону; держать их нужно между пальцев. Нельзя подносить их левой рукой ко рту. <...> Согласно правилам хорошего тона, тарелку нужно держать в левой руке, а нож или вилку - в правой, чтобы придержать в случае необходимости то, что вам положат на тарелку. <...> Недопустимо есть обеими рука­ми, куски пищи следует подносить ко рту правой рукой и пользоваться ложкой или вилкой, чтобы подносить ко рту пищу свежую, жирную или жидкую. <...> Считается дурным тоном вынимать изо рта двумя пальцами то, что вы не смог­ли проглотить, как то: кости, орехи, косточки и так далее. Еще хуже, если вы позволите им упасть из вашего рта на зем­лю или на тарелку, как если бы вас тошнило. Также не следу­ет выплевывать их на тарелку или в руку, но следует вынимать их изо рта полуприкрытой левой рукой и незаметно класть на тарелку. <...> Также не следует держать миску левой рукой на уровне ушей, как будто вы боитесь, что у вас ее не заберут. <...> Хлеб следует класть с левой стороны на специальную тарелку или салфетку; считается дурным тоном класть его с правой стороны перед или за тарелкой. <...> Откусывать хлеб от целого каравая смешно, на это способны лишь люди самого низкого происхождения и самого плохого воспитания. Для того чтобы отрезать хлеб, следует держать его левой рукой и ножом в правой руке отрезать ломти. <...> Дурным тоном считается глотать косточки [фруктов] или разгрызать их зу­бами или разбивать их другим способом, чтобы достать яд­рышко. Не считается хорошим тоном и выплевывать их на тарелку или бросать на землю или в огонь, но следует брать их полуприкрытой левой рукой и незаметно класть на свою тарелку. Эти правила касаются как тех, кто ест, так и тех, кто их обслуживает:

Потом следует подать воду для омовения [помочь вымыть руки], со всей учтивостью слегка приподняв кувшин для воды, перекинув салфетку через левое плечо и удерживая поднос снизу левой рукой. <...> Тот, кто подает на стол, дол­жен быть с непокрытой головой; тем более, если он подает напитки, и когда он предлагает кому-то напитки, бокал следу­ет держать за ножку левой рукой... а затем, показав бокал, опустить его и медленно налить воды из кувшина, держа его в правой руке <...> [в завершение трапезы] тот, кто должен нести свечу, чтобы проводить Гостей, и несет ее в канделяб­ре, который держит в правой руке, в левой руке он держит шляпу и непременно идет первым, чтобы указывать дорогу.

Из этих отрывков видно, насколько правая рука обре­ла власть за полтора века. 1530 год, когда был создан зна­менитый трактат Эразма и первые принципы «правосто­роннего» поведения, вполне может считаться решающей датой в истории левшей. До этого, хоть они и не пользо­вались доброй славой, но все-таки были неотъемлемой частью повседневной жизни, «для человека естественно быть правшой, хотя некоторые и являются левшами», как говорили еще в начале XVI в.- Говоря проще, левши и по­думать не могли, что им запретят быть такими, какие они есть. Возникновение понятия о хорошем тоне и правил поведения в обществе, которые оно повлекло за собой, послужило концом их безнаказанности. Пользоваться левой рукой отныне является не только неестественным, но и неприличным. Левша становится невежей и его не­обходимо переучить.

История Жака-Бартельми Сальга, хотя она и относится к более позднему времени (1810 г.), служит прекрасным примером неоспоримой важности нового понятия. Однажды, когда вся семья собралась за столом, его семилетний сын «взял вилку левой рукой и вознамерился было приняться за еду», однако воспита­тель остановил его, чтобы «заставить его пользоваться хорошей рукой, то есть правой». Удивленному отцу воспи­татель категорично объяснил, что элементарные христи­анские обычаи требуют «отказаться от использования левой руки». «Клянусь, я не мог устоять перед столь убе­дительными доводами, - пишет Сальют. - Я приказал сыну впредь во всем слушаться господина аббата и воздер­жаться от использования левой руки под страхом того, что он не получит благословения моей правой руки».

Конечно, подобные изменения в менталитете людей не могли свершиться за один день, и 1530 г. - дата символическая. Процесс этот начался намного раньше, как о том свиде­тельствуют упреки, адресованные в XIII в. тем, кто стра­дает от дурной привычки есть обеими руками. В то же время мы знаем, что терпимость по отношению к левшам существовала долгое время после 1530 г.. Социо­логические факторы привычны к подобному волнообраз­ному движению. Однако одно остается неизменным: Но­вая история ввела правило, которого Средние века не знали. Если вы человек воспитанный, то все действия по­вседневной жизни вы исполняете правой рукой (левая рука является вспомогательной). Противоречить этому правилу - дурной тон. Можно себе представить, что жизнь левшей это нисколько не облегчило. К тому же появился и другой элемент повседневной жизни, ставя­щий их в тупик. Речь идет об обучении письму.

дискриминация, история

Previous post Next post
Up