Много сломано копий на тему теоретической физической достоверности этого фильма, хотя то, что сразу бросается в глаза - как выглядит мир и его экономика в эпоху глобальной экологической катастрофы. Зрители не заметили такой мелочи, всецело увлеченные космическими путешествиями, но представленная "модель дефицита еды" плохо продумана.
Итак, в начале мы узнаем несколько фактов:
1. Пшеница не растет, осталась только кукуруза.
2. Университеты набирают очень мало студентов, так как у них нет ресурсов. Причем на вопрос главного героя "Куда идут налоги, если нет армий?" получен ответ "Не в университеты".
3. Закончилась еда, поэтому нужны только хорошие фермеры, а не инженеры и пилоты.
4. Учебники скорректированы, чтобы показать детям чрезмерное расточительство 20 века: "Полет на Луну придуман для того, чтобы обанкротить СССР путем бесполезных расходов на космос".
5. Сложных медицинских аппаратов типа МРТ не существует, медицина вернулась к примитивным техникам.
6. НАСА закрыли, потому что члены огранизации откзались уменьшать дефицит еды путем сброса бомб на некоторые районы. Потом возобновили работы над космической программой, но секретно, чтобы не злить голодающих людей.
Итак, миф № 1 - чем больше рабочих в аграрном секторе, тем больше еды
Посмотрим, как обстоит дело в начале 21 века:
Очевидна отрицательная зависимость между масштабом аграрного сектора по отношению к экономике в целом и "производительностью труда", то есть ВВП в расчете на 1 рабочего. Размер шариков отражает производительность экономик (ВВП). Соответственно худшие показатели у маленьких синих шариков (Африка, Индия, Средняя Азия, постсоветские страны, Южная Америка). Наилучшие - у ЕС и США.
Здесь можно посмотреть график подробней и в динамике за 25 лет.
По фильму, США с текущим аграрным сектором в 1 % в будущем превращется в нечто типа Эфиопии в 90-х с агросектором в 70 %. На самом деле, этот прирост рабочих не должен давать ничего!
Миф № 2 - чем меньше ресурсов, тем меньше технологий (как новых, так и старых)
Чем более сложные условия для сельского хозяйства, тем более наукоемким оно становится. В прошлом при дефиците земель строились рисовые террасы, в настоящем - используются все более продвинутые сельскохозяйственные технологии. Для примера рассмотрим
опыт Израиля, в котором только 20% земель пригодны для земледелия: 4% занятых в агросекторе производят 95% еды для обеспечения потребностей страны и множество продукции на экспорт, являясь одним из лидеров в сельскохозяйственных технологиях.
Чем хуже становились бы условия, тем больше была бы потребность в новых технологиях, соответственно в высококвалифицированных специалистах. Университеты просто скорректируют набор слушателей в нужном направлении. Очевидно, что в таких условиях быть "просто фермером" недостаточно. Нужны генные инженеры, лабратории и т.д. А сами специалисты становились бы новой элитой, которые доступны дефицитные технологии (например, аппарат МРТ).
Миф № 3 - нет необходимости в армии при дефиците ресурсов, а людей нельзя убедить в необходимости фундаментальных проектов
Одна из первичных причин войн и есть нехватка ресурсов или конкуренция за них. Они могут быть крайне несправеливыми (например,
опиумные войны в Китае, войны
колонистов с индейцами). Чем сложнее получить еду в результате честного труда, тем больше вероятность возникновения как прстых грабителей, так и международных конфликтов.
Что касается секретных полетов в космос, то людей можно убедить в чем угодно. Успешный опыт идеологической обработки в СССР показывает, что люди могут с большим пониманием и энтузиазмом отнестись к таким проектам даже при крайне неустроенной бытовой ситуации. Главное - правильно подать!