По данным последнего опроса британцы готовы на год отказаться от использования интернета только в том случае, если им заплатят за это £2,175. Много это или мало? Если учесть, что средний индивидуальный заработок в 2001 году составил 26 000 фунтов ежегодно, то это равно среднему месячному заработку (2167 фунтов). Это скорее обнадеживает отсутствием сильной интернет-зависимости, так как действительно важные вещи люди склонны оценивать куда дороже. Например, они оценивают свою жизнь примерно в шесть раз выше дисконтированной зарплаты, которую они могли бы получить за всю жизнь.
Но насколько сильно драматизируют ситуацию совершенно случайные вопросы в рамках того же опроса!
Читаем дальше: "согласно исследованию, местные пользователи скорее перестанут пить кофе, употреблять алкоголь и есть шоколад, чем уйдут в оффлайн. Потребность британцев в интернете столь велика, что 17% опрошенных согласны не мыться в течение года, только бы сохранить доступ к Сети".
Что касается шоколада, кофе и алкоголя, то речь идет скорее о ранжировании своих вредных привычек. Данные опроса всего лишь свидетельствуют о том, что доступ в интернет это более ценная для них "слабость", обладающая большей предельной полезностью. По Г. Беккеру потребление интернета (как и музыки) будет расти с каждым новым потреблением не из-за сдвига во вкусах, а из-за роста запаса интернет-капитала (количества интернет-друзей, площадок самовыражения, каналов информации и т.д.). В зависимости, является ли интернет-пристрастие "благоприятной" или "пагубной" привычкой, введение ограничений на потребление (например, запрет на пользование интернетом на работе) будет приводить к снижению потребления (если привычка "благоприятная" или увеличению затрат свободного времени на потребление интернета (если привычка "пагубная").
Сравнение же пристрастия к интернету с потребностью к чистоте (является ли она пристрастием у респондентов опроса?) ничем не обосновано. С тем же успехом можно было бы сравнить с отказом от секса, косметики и т.д.
Так или иначе, с точки зрения экономической науки Тим Хартфорд подчеркивает, что вопреки распространенным иллюзиям, интернет не стал в субститутом реальности, а лишь вспомогательным инструментом, способствующим последующим встречам в реальности. Об этом свидетельствует количество авиа перелетов бизнес-классом в США: с 1980-х годов оно росло на 50% быстрее, чем экономика США в целом. Так же изучение продуктивности интернет-почты показали, что наиболее продуктивными были работники, обладающие обширной перепиской внутри компании, а не за ее пределами. То есть интернет способствует локальной коллаборации: в 60-х годах количество совместных научных статей составляло 12%, после 90-х - большую половину статей, причем половина из них жила и работала в одном городе.
Источники:
f5esquire - статья о методиках расчета ценности жизни
Человеческое поведение: экономический подход - Беккер Г.С. - глава "Предпочтения, привычки. пристрастия"
The Logic of life - Tim Hartford