(no subject)

Apr 09, 2015 14:36


Ни дня без чтения, вот мой девиз:)

На выходных я посмотрела свой любимейший фильм режиссера Питера Веббера "Девушка с жемчужной сережкой", и поняла откуда у меня было неосознанное желание носить в ушах жемчуг:) Вот уж бессознательное! Любимые Колин Ферт в роли Йоханнеса Вермеера и Скарлет Йоханссон в роли пытливой интровертной служанки Гретты, инстинктивно тянущейся к живописи. Замечательный фильм, смотрится легко, прекрасная игра и костюмы, и Колин Ферт, конечно:) Однако в фильме они так много скрывают свои истинные чувства, например Служанка Гретта напрягается, облизывает губы, смотрит в пол, а художник Вермеер слишком загадочен, так что не разобрать что у них в головах на самом деле. Например, о чем, каждый из них думает, в этой сцене???


Но, когда я обнаружила, что существует книга "Девушка с жемчужной сережкой" Трейси Шевалье, причем автор книги является и главным сценаристом одноименного фильма, мне естественно стало любопытно, и я ушла в ночное чтение этой увлекательнейшей книги.
Конечно там много больше нужной информации. Но, что радует, она не идет в разрез с фильмом, она просто его дополняет и раскрывает задуманное режиссером молчание главных героев. Например, в фильме показано как Гретта дорожит керамической квадратной плиткой, которую, завернув в платок, взяла с собой на первую в своей жизни работу, и которую старшая дочка хозяев, вредная Корнелия, специально испортила, разбив на две части. Оказывается, эту плитку сделал специально для нее отец, который был керамист, и всю свою жизнь расписывал белую плитку синим цветом, пока не случилось несчастье и он не ослеп. На ней была изображена она и ее брат, и это была для Гретты драгоценность, и не только потому, что плитка была единичным экземпляром, но еще и потому, что она была целая. Обычно отец мог если и принести что-то домой, то только производственный брак. А эта была новенькая.
Или же в фильме совсем не выделено, что Гретта протестантка, а пошла работать к чужим ей католикам, которых раньше никогда не видела. А сам Вермеер признался Гретте, что раньше тоже был протестант (это их тоже сблизило), но ради женитьбы поменял веру.
В книге также ни пол слова о ее чувствах или о его чувствах, только поступки. Он хочет, что она ему помогала растирать краски, он ей помог, когда ее несправедливо обвинили; она всегда замирает, когда идет он, ей и любопытно и волнительно и что-то еще, что наверное, в 16 лет было не просто объяснить.
Это все напоминает мне о "возвышенном и земном". Вермеер для Гретты - это возвышенное чувство, напоминающее живопись, она замечает красивые белые руки Иоганна, как он смотрит на нее, как он молчит, и в то же время молодой Питер, мясник, с привлекательной наружностью, тоже протестант, увлекшийся Греттой - совершенно реальное и земное. Намолчавшись с Вермеером, Гретта бежит к Питеру, чтоб по-другому провести время. И он ей при этом почти приятен, если б только не руки как у мясника.
Не буду пересказывать всю книгу, в ней практически тот же сюжет, что и в фильме, только есть еще дополнение, прошло 10 лет. Гретта жена мясника Питера, у нее двое мальчиков, она тоже работает в мясной лавке, и как-будто счастлива. Но однажды к ней приходит знакомая служанка и приглашает в дом Вермеера, где его вдова Катарина, по личному завещанию художника, отдает ей свои жемчужные сережки. А Гретта их забирает в благодарственном поклоне, чтоб тут же отдать в ломбард и получить деньги. И в этом поступке есть разъяснение тех чувств, которые будоражили ее 16-летнюю голову. Он видел в ней лишь модель, и интересовался ею только попав под очарование момента, а она сделала правильный выбор в жизни. С возвышенным жизнь бывает прекрасной, но лишь мгновение, а земное - оно и есть настоящее.

читательский дневник, апрель 2015, о фильме, читала, смотрела

Previous post Next post
Up