Вот собственно я и добралась до самого важного и смыслообразующего момента этой долгожданной поездки. Мне, как человеку, который три года провел в нежных домашних условиях и не помышлял о каких-либо "мозговых штурмах" было просто необходимо мощное вливание свежих идей, творческих людей, интересных докладов, чтобы я вдохновилась и отрекошетила не хуже. Именно этого я ждала от поездки и от конференции. И теперь могу сказать, что получила то, на что рассчитывала по полной программе. Честно сказать, тема конференции -"Социальные коммуникации в культуре: инновационный потенциал современной креативной индустрии" был мне мягко говоря не знаком. Я ведь человек, который последние 10 лет работала на стыке социологии медицины и социологии молодежи, изредка проваливаясь в лингвистический анализ. Но поступило предложение от подруги поработать с социологией города, в сфере урбанистики, поэтому, прочитав Ольденбурга "Третье место", мы уже смогли подготовить заявки в Питер, после чего нас и пригласили. Я доклад не планировала, я ехала больше на разведку, посмотреть уровень подготовки, познакомиться с людьми, и конечно узнать, что нового происходит в современном научном сообществе.
Социологический факультет СП-бГУ располагался во флигеле Смольного монастыря - памятника архитектуры, построенного Ф. Б. Растрелли.
Факультет является одним из ведущих учебно-научных центров социологического образования, теоретических и прикладных исследований в России и продолжает традиции русской социологии, заложенные П. А. Сорокиным.
Внешний вид самого Смольного комплекса поражает своей красотой!
Даже сложно представить, что в этом утонченном и изящном строении функционирует научная и студенческая жизнь. Мы с сомнением потянули на себе дверь под табличкой "социологический факультет", чтоб опять, еле сдержать восхищенные возгласы. Внутреннее убранство коридоров и аудиторий ничуть не уступали внешнему виду здания.
Выпуклая лепнина, изящный балкончик, нежные тона, соединение старинного и современного - нечто невероятное по красоте! Сама аудитория, где слушались доклады была просто музейным экспонатом. Созданная в 19 в. мастером Растрелли она ничуть не изменилась с тех времен, хотя декан и говорил, что ей требуется реконструкция и обновление.
Теперь краткий обзор научных докладов.
В своем выступлении заведующий кафедрой "культуры и коммуникации" Козловский В.В.рассказал о понятии "культурная индустрия", беря за идеологическую базу работы Франкфурцев (Хоркхаймера, Адорно) и теории индустриального общества. Смысл в том, что, хотя индивид и живет в определенной коммуникативной среде, которая есть для него доминирующая, тем не менее, он постоянно погружается и в другие коммуникации, и возникает вопрос с помощью какого механизма это погружение происходит? Будет ли это обусловлено рекламой, PR, маркетингом? Ведь, если различные аспекты культуры человеку не преподнесены, то креатив не состоялся, т.е. не сработали культурные индустрии. Т.о. возникает и другой разворот проблемы: какова экономическая составляющая "коммуникационных индустрий", ведь производство книг, организация музыкальных и художественных мероприятий сопряжены с финансовыми рисками, возникает вопрос с продвижением товаров к потребителю, т.е. не только через какие каналы, но и насколько это будет затратно.
Вывод: "коммуникативные индустрии", которые создают и продвигают значения и смыслы, рассматривающиеся обществом как благо, порождают еще и новую экономику - "культурную индустрию".
В докладе о "художественных брендах" Савельевой О.О.можно было услышать тезис о том, что бренд - это система представлений об объекте, предназначенная для социального обмена, но которому на рынке предписываются ценности, выходящие далеко за пределы его реальной полезности.
Людям, оказывается, все еще нужна сказка, которую им дарит бренд, и благодаря которому они могут утраиваться в обществе изобилия. Хотя истинная ценность объекта может быть установлена сейчас только с системе коммуникаций.
Представительный докладчик из оперного театра Парибок Т.А. поставленным голосам певца доложил нам о проблемах современных Питерских театров, которые сейчас находятся в состоянии конкуренции друг к другу за внимание аудитории. Сокрушался, что, увы, театр не знает своей аудитории, не знает механизмов и законов жизни этой аудитории.
Знаменитый профессор Ильин В.И.представлял в своем докладе, что советские технологии есть не что иное, как способ продать прошлое, к которому можно относиться совершенно по-разному:
1.с мифологической стороны, т.е. создавая некие нереальные образцы советской жизни,
2.с позитивной точки зрения, которую, как правило, разделяют либо те, кто не жил в это время, либо те, кто знает о советском прошлом исключительно понаслышке.
3.с иронией, например, появление многочисленных плакатов, открыток советского образца, выставок на эту тему.
4. как к экзотике
Вывод: на советском прошлом можно неплохо зарабатывать даже сейчас!:)
Интересный доклад прозвучал от Царевой А.В.о том, как компьютерные игры порождают новые культурные индустрии. Компьютерные игры сейчас распространены во взрослой категории населения, которые могут себя обеспечить финансово.
Игры разделяются на 3 аспекта :
1.игра как подчиненность определенным правилам (game)
2.игра как процесс (play)
3.игра как назначение (toy)
Также есть два аспекта игры:
1.игра как формирование социальной деятельности ( когда свободно избирается система правил)
2.игра как индустрия (это уже культурное производство, массовость, и творчество как источник дохода).
Вывод: необходимо "любить людей и использовать вещи", а не наоборот:)
И закончу я свой обзор, докладом Бучинской С.Б. об "обществе переживаний", потому что меня в данном случае не только заинтересовала актуальность заявленной тематики, но и привлек внимание метод исследования (феноменологический анализ).
Автор рассказала о том, что из-за публики, разделяющей идеологию массовой культуры, из-за государственных и коммерческих структур, где каждый по-своему и из-за различных причин препятствуют, у нас не может сформироваться зрелое "общество переживающих", которые бы могли воспринимать креативные культурные коммуникации (Н. фестивали закрываются, музейные выставки не окупаются).
Возбуждение интереса к культурным мероприятиям возможно исключительно благодаря наличию "Третьего места", которое является активно востребованной площадкой для креативного класса в понимании Р.Флориды.
Были еще и другие яркие доклады на этой конференции. Например, про работу художника, работающего в стиле стрит-арта Тимофея Ради в контексте "словоупотребления", который работает со слоганами и текстом на улицах города, превращая рекламные плакаты, развешенные на деревьях в кормушки для птиц, дорисовывая одежду на обнаженных русалках, развешивая на домах оригинальным образом размещенные лозунги собственного сочинения: "Я бы тебя обнял, но я всего лишь текст". Что объясняет собственной линией сопротивления. По его мнению, такие лозунги обычный прохожий воспринимает как слова обращенные лично к нему. И это заставляет его задуматься.
Последняя секция конференции была выездная.
Нас познакомили с игровым пространством в современном городе под названием "Кидбург". Которое размещалось на 3-м этаже обычного ТРЦ. Основанное тремя мамами и женами состоятельных мужчин, теперь это настоящая культурная индустрия в сфере образования, предназначенная для детей. Усилиями актеров и педагогов и просто энтузиастов была создана территория настоящего города, где дети имеют возможность попробовать свои силы в осваивании различных профессий (врач, продавец, кассир, банкир, пекарь, журналист, моряк, дворник, пожарник, милиционер и т.д.), где они могут зарабатывать деньги, тратить их, и на некоторое время поиграть роль взрослого человека, у которого есть свой паспорт и первоначальный капитал. Родители в это пространство не допускаются, и ребенок учится самостоятельности и предприимчивости. Стоит это развлечение достаточно дорого, но попробовать развлечь ребенка таким оригинальным способом однозначно стоит:)
На этом моменте завершился первый насыщенный событиями и информацией день конференции! Домой мы вернулись только ночью и на метро!