Странная сказка... "Богиня: Как я полюбила" Рената Литвинова
Jun 10, 2013 23:47
Оригинал взят у tati_film в Странная сказка... "Богиня: Как я полюбила" Рената Литвинова Думала-думала с чего же начать и пришла к выводу, что это должен быть фильм Ренаты Литвиновой «Богиня: Как я полюбила». Очень люблю эту картину, даже фотографии, которые есть в этом журнале http://tati-books.livejournal.com/ (если кому-то будет интересно, вся фотосессия есть вконтакте), тематически основаны именно на этом фильме. Сюрреалистичная сказка для взрослых в стиле Кокто, «странная сказка…»
«Страшно не то, что умрешь от любви, а проживешь долго-долго просто так…»
Своеобразная, непонятная, абсурдная, сумасшедшая, невероятно красивая и глубокая - такой ассоциативный ряд возникает в голове при упоминании картины Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила» (2004 год), все это в полной мере можно отнести и к создательнице фильма - самой Ренате. «Богиня» - режиссерский дебют Литвиновой в игровом кино (до этого она снимала кино документальное, думаю, многие помнят картину «Нет смерти для меня»), и дебют, на мой взгляд, очень удачный. Зрителя притягивает, в первую очередь, нестандартный, своеобразный взгляд Ренаты на мир.
[Подробнее...]Сюжетная основа не несет особой смысловой нагрузки, но в тоже время не остается без внимания за счет своей драматичности: Фаина (главная героиня в исполнении самой Литвиновой) расследует дело о пропаже маленькой девочки. На первый план выходит не сама история, сюжет, а поведение персонажей в предлагаемых обстоятельствах, психологизм, представленные нашему вниманию образы интересны сами по себе: мать Фаины (роль которой исполняет безумно красивая и талантливая актриса - Светлана Светличная), влюбленный в Фаину коллега по работе Коля (Дмитрий Ульянов), убитые горем родители девочки (неподражаемый Виктор Сухоруков и Ксения Качалина), их соседи (Андрей Краско и Елена Руфанова), подследственный Полосуев (Константин Хабенский), одержимый ученый (Максим Суханов). Нельзя не отметить отлично подобранный актерский состав: в небольших по объему ролях (центральное место занимает образ самой Фаины) актеры сумели естественно показать то, что находится за гранью. Эти по сути совершенно гротескные образы не вызывают неприятия, а наоборот органично вписываются в заданную систему координат, заставляя поверить в то, что такие люди действительно существуют. Важную композиционную роль играют сны Фаины, с самого начала фильма они являются связующим звеном между тем и этим миром. По большому счету, Фаина просто не приспособлена к жизни на этом свете: она не может найти себя, мечется, страдает. На том же свете ей суждено стать Богиней. Картина наполнена вопросами, но окончательных ответов на них нет, единственное, что Литвинова дает понять однозначно: жизнь без любви абсурдна и бессмысленна, ее героиня осознает это, лишь оказавшись по ту сторону мироздания. В фильме необычно все: абстрактные постоянно повторяющиеся образы, символы, знаки, речь, костюмы, цветовое решение, музыкальное сопровождение (напряженная, статическая, лейтмотивом звучащая тема, написанная Игорем Вдовиным и Земфирой), да хотя бы то, что сама Рената на первый взгляд мало подходит на роль следователя. Начиная с первых кадров, это абсурдность нарастает, как снежный ком, и достигает своего апогея в конце картины. Финал, безусловно, яркий, но, на мой взгляд, несколько скомканный, хотелось бы, чтобы образ двойника главной героини был лучше раскрыт, остается ощущения некой недосказанности, хотя это и не выбивается из общей концепции фильма, ведь он целиком построен на полуфразах.
Картина однозначно достойна внимания, вряд ли она будет понята широкой аудиторией, но своего зрителя она найдет и займет достойное место среди фильмов этого жанра. «Богиня» - это сюрреалистическая сказка, сказка для взрослых: трагичная, но, несмотря на внешнюю безысходность, очень жизнеутверждающая. «Богиня» - это сама Рената в каждом кадре, в каждой реплике. «Богиня» - это гимн любви, заставляющий поверить нас в то, что она (то бишь любовь) - главное в жизни каждого человека.