Постановка по А.Слаповскому

May 09, 2013 12:15

КРЫСЫ И ЗВЕЗДЫ

Вокруг народу все гуще, а личное пространство человека обезлюдело.

Алексей Слаповский

Автор сценариев популярных фильмов и телесериалов, таких, например, как «Остановка по требованию», «Участок», «Ирония судьбы. Продолжение» - Алексей Слаповский - известен еще и как прозаик, и как драматург. Свои книги он сам определяет как «детско-взрослые». Детям полезно, взрослым не скучно. Вот и спектакль по его пьесе с интригующим названием «От красной крысы до зеленой звезды» наверное, все-таки, предназначен не только подросткам, но и их родителям. Тем из них, кому не безразлично, что с их детьми в современном мире происходит….


А происходит разное, и не всегда хорошее, это очевидно. Главное - не оставлять ребенка одного, ведь именно одиночество, непонимание и безучастность близких приводят чаще всего к самым страшным последствиям. Так вот и сесть бы рядышком, обсудить спектакль, поговорить не торопясь, подумать вместе, дать совет своему ребенку - не дежурный, а от души, уместный, тот, что пригодится в жизни. Но приходят на спектакль, в основном, только школьники старших классов. Вот они, играют на театральном крыльце в снежки, галдят, вбегают по лестнице на верхний этаж (спектакль идет на малой сцене), рассаживаются в зале - шумно, весело, бодро. И… мгновенно затихают при первых же словах со сцены, при первом же появлении героев в одинаковых серых одеяниях, исполняющих странно-механический танец, от которого леденеет кровь в жилах. Безликая толпа, способная затоптать любого? Толпа, в которой каждый одинок, каждый без лица, каждый способен покусать каждого. Крысы?!?!

«Если говорить об одиночестве как о пространстве, в котором нет близких людей, то оно абсолютно непродуктивно. Писать в одиночестве можно и нужно, жить в одиночестве нельзя», - эти слова из интервью с писателем Слаповским могли бы стать прологом к спектаклю. Далее следует некое действо, состоящее из нескольких историй - «ступенек», некое постепенное продвижение в многоэтажном доме (клетке?!?) из подвала на крышу. Как можно обозначить такой жанр? Драма? Комедия с элементами суицида? - Психологическое шоу? В пьесе Слаповского - галерея характеров и конфликтов, построенных на базовых человеческих отношениях. Сочувствие и долг, порядок и стихия, смех и слезы, милосердие и демагогия, любовь и смерть. Современный Шекспир, практически.

Но вот что самое интересное: эти шекспировские по накалу страсти перед нами разыгрывают…дети. Ну, не совсем уж, конечно, дети, но люди очень молодые - студийцы коллектива «ПИЛИГРИМ» под руководством Ларисы Гранатовой и Дмитрия Баркевича. Талантливые и ответственные люди, фанаты своего дела, они работают с молодежью также талантливо и самоотверженно, как со своими собственными ролями, передавая новому поколению не столько знания и навыки, сколько отношение к театру, к театральному братству, к самой жизни. Конечно, не все студийцы будут поступать в театральные вузы, не все из них навсегда свяжут свою жизнь с театром, но то, что они развивают в «ПИЛИГРИМЕ» свои способности мыслить, анализировать и делать выводы - это останется с ними навсегда, это поможет им стать хорошими людьми, воспринимающими жизнь осознанно. И вот эти, практически, дети демонстрируют совершенно великолепную игру, полное бесстрашное самоотречение, талантливый поиск, прекрасные, осмысленные образы. Видно, как они заражены театром, как они чистосердечны, как серьезно занимает их то, что с ними здесь происходит.

- Театр должен давать нам картину мира, которая помогает этим миром больше интересоваться, открывать в нем что-то новое. Так, чтобы хотелось дальше жить, расти до самой высокой звезды, - объясняет выбор пьесы Лариса Гранатова, - После премьеры нам высказали упреки в том, что пьеса, якобы, слишком сложная и тяжелая для детей. Но мы не согласны, мы убеждены, что с подростками надо разговаривать на равных, о реально существующих в жизни вещах надо говорить с ними серьезно.

Все искусство, театральное в том числе, держится на интересе к человеку. В центре пьесы - конфликт между человеческой низостью (крысы) и сияющим великодушием (звезды). Каждую сцену переживаешь вместе с юными актерами, удивляясь их способности сначала увидеть свой персонаж как бы со стороны, понять, прожить и представить в виде совершенно живого человека, достойного вашего внимания, интереса и сочувствия…. И пусть нет у спектакля какой-то мощной кульминации или неожиданного эффектного финала, пусть слабовата сценография и хромает световое оформление, нет, впечатления школьной самодеятельности не остается. Только благодарность создателям спектакля за глубину обсуждаемой темы.

Отнюдь не пасторальные нежные истории разыгрываются в этот раз перед внимательным чутким зрителем. Весь вздор окружающей жизни, все ее смешные нелепости, вся ее боль и несправедливость, глухота и черствость близких - все это обнажено, гипертрофировано, безжалостно вскрыто. Чтобы вы себя узнали. Узнали - и ужаснулись. Узнали - и задумались: неужели я крыса, живущая по законам стаи? Или все-таки… звезда?

Спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» детского коллектива театрального творчества «ПИЛИГРИМ» стал лауреатом XX городского фестиваля «Театральное зазеркалье» в номинации «Яркий дебют».

студия Пилигрим, Гранатова, АКТЕРЫ, студия ПИЛИГРИМ, театр драмы

Previous post Next post
Up