Премьера в КнАМе. Декабрь 2012

Dec 19, 2012 20:22

О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ

Свет. Всюду волшебный театральный свет. Мягко озаряющий прекрасные глаза, наполненные слезами; просвечивающий сквозь окровавленные бинты; заставляющий зажмуриться, чтобы потом была возможность снова распахнуть глаза навстречу этому световому потоку, что в вечном противоборстве с тьмой.

Премьера в КнАМе - долгожданное событие для всех постоянных зрителей этого театра. И становится значимым событием для всякого, кто приходит сюда впервые. Так было и в этот раз, когда режиссер Татьяна Фролова представила свою новую работу «Я есть!». Спектакль оригинальной формы - перформанс, в котором нет сквозного действия и сюжета. Зато есть размышления на такие темы, как ПАМЯТЬ. СЕМЬЯ. СУДЬБА. ЗАБВЕНИЕ. РОДИНА. СВОБОДА.

КнАМ - единственный в стране театр, работающий в жанре соц-арта.


В целом искусство театра сегодня, увы, все больше отстраняется от своего прямого предназначения - стимулировать мыслительные процессы публики, все больше становится то ли эстрадой, то ли цирком. Развлекает, одним словом. А, развлекая, отвлекает от проблем. Чтобы думали поменьше. Но для маленького мужественного творческого коллектива театра Татьяны Фроловой никогда такой задачи не стояло. Вот уже почти тридцать лет здесь пытаются задавать острые вопросы, тормошить, будоражить и толкать своего зрителя к размышлениям, к знаниям, обращаясь непосредственно через чувства, через образное ассоциативное мышление.

Общая культура личности формируется в результате деятельности памяти человека. Культура семьи - результат семейной памяти, культура народа - народной памяти… Мы - это то, что мы помним и знаем.

В этой связи такими важными на сегодняшний день представляются проблемы «исторической правды» и «исторической лжи», когда «историческое забвение», становится инструментом политического манипулирования. Немало усилий в свое время было затрачено в нашей стране, чтобы исказить память о величии России, чтобы искоренить само миропонимание прошлого, уничтожить традиции наследования, «разрушить до основанья» все, на чем базировались моральные устои общества. «Политика памяти» - инструмент социального управления. В результате молодежь сейчас не знает ни о том, как взрывали храмы, ни о красном терроре, ни о сорока лагерях заключенных на территории Комсомольска-на-Амуре, ни о том, кто были их прабабушки и прадедушки. Мы - как беспамятная пыль, носимая ветром с места на место - без корней, без родового гнезда, без традиций, без предков.

Посмотрите, где и в каком состоянии находится памятник жертвам политических репрессий в нашем городе. Непосредственно за пивным ларьком, в мусоре у трамвай остановки. Памятники в среде обитания - это своеобразные «письма в будущее», мемориальные свидетельства того, что для живущих ныне людей действительно ценно и значимо. В настоящее время состояние памятного знака говорит о полном небрежении к страданиям и лишениям сотен тысяч россиян. Мы проваливаемся в бездонную яму забвения, а без памяти мы - никто, нас нет.

«Я есть!» - в самом названии звучит отчаянная попытка противостоять удручающим реалиям, заявить о себе миру. В спектакле исследуется забвение как физиологическое явление и как социальный недуг - невнимание к истории собственной страны, города, народа в советский период и в настоящее время. Актеры перестают быть отвлеченными абстрактными персонажами в структуре действия. Рассказывая о трагических судьбах своих семей, доверяя нам самое сокровенное, о чем молчали долгие годы, они вызывают у зрителя желание так же откровенно поведать о себе. Зритель становится соучастником, соавтором происходящего в сценическом пространстве. Такая тотальная исповедальность влечет за собой сопереживание, боль, эмоциональные затраты. Может быть, поэтому так узок круг зрителей КнАМа в Комсомольске? Но когда театр вывозит свои спектакли на самые престижные международные театральные фестивали - во Францию, в Германию или в Португалию - всюду авангардный коллектив из неведомого миру Комсомольска принимают со вниманием, восторгом и удивлением.

Новую работу театра КнАМ у нас в городе можно будет увидеть теперь только в феврале будущего года.

Татьяна Чанова
Для еженедельника "Дальневосточный Комсомольск"

Татьяна Фролова, КнАМ

Previous post Next post
Up