ПЯТЬ МИНУТ И ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ
Дерева вы мои дерева…
Не рубили бы вас на дрова -
Не чернели бы пни, как вчерашние дни…
Ой вы рощи мои, дерева…
До беды, до поры шумны ваши шатры…
…и пришла беда. И больше никакого шума «зеленых шатров». Варварски, уничтожен прекрасный ухоженный сквер в самом центре города, у ЦУМа. Непоправимо и безвозвратно.
Это было не просто красивое, не просто более-менее благоустроенное (что само по себе редкость для КМС), но и любимое комсомольчанами место. Здесь гуляли в тенечке и фотографировались, особенно весной, с цветущими яблонями; мамочки с колясками присаживались на скамейки съесть мороженое; влюбленные назначали свидания… А теперь будет стоянка. На сто автомобилей.
Обнажилось большое розовое «тело» здания ЦУМа, мягко говоря, не самой удачной архитектуры, ранее целомудренно прикрытое роскошной яблоневой аллеей. Выставлена на обозрение и «будка обходчика» - убогонькое сооружение кафе «Минутка», которое раньше не бросалось так вызывающе в глаза из-за высоких тополей. Короче, стало «красиво». Вместо тени и прохлады летом вас встретят теперь здесь, в самом центре города, раскаленный асфальт, пыль и выхлопные газы ста автомобилей.
Все сделано по закону. По закону никто о нас, комсомольчанах, не подумал, мнения нашего не спросил. Плевать, что не все передвигаются по городу в золотых джипах. И хотя в официальных сообщениях администрации города было озвучено, что «в качестве компенсации за вырубку новый владелец ЦУМа уплатил в городской бюджет 465 тысяч рублей» (
http://www.dvnovosti.ru/komsomolsk/2015/11/23/42765/#ixzz3sa1p2ij1), мы то с вами понимаем, что никакими деньгами не оплатить утрату исторически сложившегося места, наполненного воспоминаниями, места, которое у многих ассоциировалось с родным любимым городом. Да и что нам эти деньги? Мы никогда не узнаем, на что они будут потрачены. Надеюсь, что на благоустройство… но не факт. Весьма слабым утешением являются и заверения мэрии в том, что в городе «этой осенью высажено 1100 деревьев». Это же маленькие саженцы, которым еще расти долгие годы. Сколько из них засохнет, замерзнет, не приживется, погибнет?
Помню, как-то весной, проходя мимо только что построенного здания офиса ИТЦ, что на Красноармейской, залюбовалась игрой колеблющихся отражений ветвей высоких ильмов в зеркальном фасаде…Как красиво, как радостно, что город становится таким… эмоционально окрашенным, подумалось тогда. Но на следующий день все изменилось до неузнаваемости: красавцы ильмы пали без сопротивления в неравной схватке за место под парковку.
Та же история про бывший клуб «Кристалл», ранее окруженный великолепной пушистой тенистой тополиной рощей. Ныне магазин «Азбука мебели», стоит посреди раскаленного пустыря. Что, думали, весь город разом приедет за их мебелью что ли? Зачем было рубить рощу? Совершенно непонятна логика тех, кто давал разрешение на это… Хотя, тоже ведь заплатили.
Безусловно, никто не возражает против того, что парковки нужны. Но, может быть, не стоит принимать наспех такие ответственные решения, сначала все-таки подумать, найти какой-то компромисс, оставить, например, яблони вдоль фасада ЦУМа, разделяющие стоянку и пешеходную зону. Зачем же в спешке и запарке косить все подряд? По известному принципу «мы все разрушим до основанья, а затем…»? «Затем», как мы уже знаем, ничего особо хорошего не бывает.
Вырубка взрослых, совершенно здоровых деревьев в городе в последнее время стало тревожной тенденцией. То и дело натыкаешься на свежие пеньки, причем, не трухлявые, не гнилые, совершенно здоровые. И каждый раз сжимается сердце. Я уж думала, может это только у меня так по причине особо ранимой психики? Но нет, знаю людей, которые плакали, когда вывозили грузовиками тополя, спиленные на перекрестке Краснофлотской и Мира, где теперь «благоухает» на весь квартал забегаловка с фаст-фудом.
Падают жертвой «зачисток» не только тополя, объявленные почему-то сорным деревом, но и прекрасные вязы, срок жизни которых - 120- 150 лет, а некоторые живут и по 400…. Но ни одно из них, похоже, столетие Комсомольска не встретит….
Особенно быстро «лысеют» самые зеленые, в недавнем прошлом, улицы Пионерская и Красноармейская, где ведется сейчас интенсивное строительство социального жилья, и подрядчики косят все подряд подчистую, ничуть не озаботившись сохранением так необходимой в городе зелени.
Смотришь архитектурные сайты, сегодняшние примеры обращения с деревьями в городах мира, и просто обида клокочет в груди. Иногда главное условие заказчика к проектировщикам и застройщикам формулируется так: «чтобы ни одно дерево при строительстве не пострадало». Всем, значит, деревья нужны и важны, все понимают их значение для города, а комсомольчане, получается, - нет?
Кто и по какому праву уничтожил прекрасные зеленые насаждения по фасаду дома 18 по Красногвардейской? Раньше от самой улицы Кирова до Мира можно было летом пройти, как в тенистом тоннеле, ни разу не попав под солнце. А сейчас - лысая раскаленная мостовая, лысый фасад здания, завешанный пестрой безвкусной рекламой. Ради нее уничтожили зелень? Чем дыщать будем, комсомольчане? Выхлопами нефтезавода?
Почитайте воспоминания первостроителей, посмотрите фотографии первых лет строительства города. Тайгу тогда, в 1932-м, вырубили ВСЮ, до кустика - нужны были материалы для сооружения землянок, шалашей, бараков. Город, возведенный наспех, без плана, в режиме аврала, был сух, пылен, душен, неуютен. Первые насаждения чахлых топольков не давали ни тени, ни прохлады. Но как затягивает раны новая кожа, так и зелень, разрастаясь, укрывает и погрешности планировки, и архитектурные изъяны… Красивым, полноценно озелененным городом Комсомольск стал лишь к началу восьмидесятых, когда выросло все то, что сажали в тридцатых и сороковых. Все, что растет сегодня на улицах и во дворах нашего города - это посаженные и взращенные трудом первостроителей зеленые насаждения. У кого только поднимается рука рубить их так бессмысленно и беспощадно?
Чтобы спилить дерево, нужно всего пять минут. А чтобы оно выросло, приобрело полноценную тенистую крону - пятьдесят лет.
Задумайтесь, ведь деревья, трава, цветы - та малость, что остается городу от природы. Они нужны нам, чтобы наши дети знали, что такое зелень и прохлада, чтобы они услышали пение птиц в переплетении ветвей, шум дождя в зеленом шатре высокого тополя…
Без этого мы окажемся в каменном пыльном мешке. Вы этого хотите?
Для еженедельника "Наш город"