премьера в театре драмы Комсомольска-на-Амуре

Dec 12, 2013 21:23

ДВА АКТА ИЛЛЮЗИИ

На малой сцене Комсомольского-на-Амуре театра драмы состоялась премьера пьесы, жанр которой автор определил как «иллюзия жизни в двух действиях».

Вот я считаю, что это неправильно, когда  в рецензиях пересказывают содержание спектакля.  Особенно в случае именно с этой пьесой - «Ночь Святого Валентина»  - этого точно нельзя делать. Категорически. Потому что вся ее прелесть - именно в предвкушении… В предугадывании последующих событий… и в удивлении, когда все оказывается совсем не так, как ожидалось…
Тонкий психолог, ироничный философ,  поэтичный рационалист  - режиссер Александр Саранчин - знает, как создать на сцене это хрупкое, ускользающее состояние,  атмосферу сна наяву, сладкого миража, загадочного и непредсказуемого повествования о человеческих взаимоотношениях, несбывшихся надеждах и разочарованиях. Режиссерская партитура включает в себя множество средств организации зрительского внимания. Неожиданность. Парадокс. Цитата из Вертинского. Смешное, и вдруг - страшное… Романтический вздор   и отрезвляющий фортепианный пассаж… Вальяжный мужчина в лаковых штиблетах потаенно улыбается чему-то своему, поминутно взглядывая на часы. Женщина изо всех сил делает вид, что ничего не понимает, а потом от обиды прячется под столом. Он, коленопреклоненный,  надевает на изящную женскую ножку серебряную туфельку. Снимает тонкую перчатку. Любуется рубиновым отсветом вина в прозрачном бокале. Исчезает  в ночи, намеренно оставив дома телефон, чтобы нельзя было дозвониться... Она…Ах, чего она только не делает. Все напрасно.
Надо сказать, что пьеса  ставится сегодня на подмостках множества театров. Одесса, Томск, Винница, Омск, Луганск, Пермь, Днепропетровск, еще дюжина городов, теперь список пополнится и Комсомольском.  Автор - одессит Александр Мардань - в одном из интервью попытался проанализировать ее популярность. «Текст сконструирован с нуля,  - признается он, -  была поставлена задача: только три актера, действие происходит в замкнутом пространстве, в единстве сценического и  реального времени. О чем повествование?  Путь компромиссов часто приводит в никуда, и каждый должен помнить, что не застрахован от того, что в один прекрасный момент вдруг окажется в положении потерявшейся собаки. На работе, дома, в семье - повсюду одиночество и заброшенность подстерегают нас, и стоит ли спасаться от этого в мире грез и фантазий? Каждый решает для себя сам».

Ритм и динамика событийного ряда, музыкального сопровождения, световых эффектов подчеркивают беззащитность и бесследность героини: «И если меня не станет - ничего не изменится…».  Канделябры, чай с бергамотом, шелк, декольте, дорогие меха. Изысканный антураж этой странной, загадочной истории с узнаваемым, простым, как обух топора, бытовым контекстом. Букеты и свечи вдруг сменяются упреками и бранью, стихи - вульгаризмами, музыка - грохотом падающей мебели. Задействовано все: тонкая романтическая нота в букете подснежников; ролевые игры и прыжок со второго этажа; война в Абхазии; исчезнувшая шкатулка с изумрудами, вдруг поворачивающая было действие в направлении детектива; редко звонящая дочь и тема глухоты детей к нашим взрослым проблемам  и воспоминаниям.  И надо всем этим - страшное, убийственное одиночество, неприкаянность и заброшенность, толкающие женщину в объятья - чужого мужчины? Стриптизера? Маньяка? Миражного фантома? Бывшего одноклассника? Видения святого Валентина?
И, конечно, ночное небо вдруг вспыхивает звездами. Ржавый флюгер показывает, куда бежать. Горчит вино из коллекции барона Ротшильда. И все присутствующие - в полном замешательстве, когда дело касается серых глаз…

Малая сцена Комсомольского-на-Амуре театра драмы.
Александр Мардань «Ночь Святого Валентина»
Постановка Александр Саранчин.
В ролях: Лариса Гранатова, засл. артистка России Евгения Ярцева, Александр Саранчин, Дмитрий Баркевич.

Комсомольск-на-Амуре, Александр Мардань, Гранатова, АКТЕРЫ, театр драмы

Previous post Next post
Up