Мерлин

Mar 18, 2012 20:25

http://forum.romanticlib.org.ua/index.php?topic=1506.10;wap2

МЕРЛИН (МЕРЛИН АМБРОЗИЙ; МИРДДИН (MYRDDIN). Чародей и пророк, наставник Артура.
Впервые Мерлин появляется в «Деяниях королей Британии» Гальфрида Монмутского. Здесь этот персонаж - взначительной степени плод воображения средневекового хрониста, пищу которому могли лать валлийские легенды и эпизод в написанной тремя веками ранее его трудов «Истории бриттов» Ненния. 
Валлийские легенды повествуют о жившем в VI в. барде по имени Мирддин, которому приписывают ряд поэм и пророчеств. Хотя в Средние века нередко утверждалось, что город Кармартен в Уэльсе назван в честь этого барда, действие легенды о нем разворачивается скорее на северо-востоке Англии, чем в южных землях. Валлийские источники связывают его имя с битвой при Арфдеридде за «ласточкино гнездо» (573 г.). Арфдеридд (современный Артурет) находится в Кумбрии к северу от Карлайла. Под «ласточкиным гнездом» имеется в виду, очевидно, Карлаверок («ласточкина крепость») - земляная крепость на высоком северном берегу реки, на которой стоит Артурет. Остатки этих земляных укреплений сохранились и по сей день.
Судя по всему, в этой битве Риддерх Хаэл разбил войско Гвенддолау, покровителя Мирддина; сам Гвенддолау погиб. Риддерх Хаэл (или Риддерх Щедрый) был королем бриттской династии Стрейтклайд, которая правила на северо-западе Шотландии из крепости Думдартон. Гвеннддолау, возможно, - один из местных племенных вождей Кумбрии. Согласно легенде, Мирддин, считая себя повинным в гибели Гвенддолау и его людей, испытал такой ужас при виде побоища, что лишился разума и бежал в Каледонский лес и благодаря безумию приобрел дар предвидения будущего. В приписываемой Мирддину уэльсской поэме «Яблоня» («Afallenau») бард оплакивает свое жалкое прозябание в лесу. Известны также шотландские и ирландские параллели этой легенды.
Вполне вероятно, что Мирддин - реальное историческое лицо, бард Гвенддолау и легенда о нем до некоторой степени основаны на фактах. С Кармартеном Мирддина могли связывать или потому, что он здесь родился, или по ошибке: вследствие ложной этимологии название города Кармартен (Carmarthen, что в переводе означает «морская крепость») производили от Caer Myrddin, «крепость Мирддина» . С другой стороны, вполне возможно, что Мирддин - полностью вымышленный персонаж. Как бы то ни было, Мирддин никак не мог быть наставником Артура. Если в 573 г. Артур был еще жив, то к моменту смерти Артура Мерлин был еще ребенком .
Впервые трансформация Мирддина в Мерлина произошла у Гальфрида Монмутского. Работая над своей хроникой, Гальфрид, очевидно, наткнулся на имя северного барда Мирддина и присвоил его - в несколько измененном и латинизированном виде - юному пророку, напугавшему магов Вортигерна. Как следует из «Жития Мерлина», последнего сочинения Гальфрида, сведения о том, что Мирддин жил много позднее Вортигерна, попали ему в руки, когда «Деяния» были уже окончены. Что касается трансформации имен, то известное всем имя «Мерлин» никак не может быть точным фонетическим соответствием валлийскому Мирддину. Гальфрид, вероятно, не решился обычным способом латинизировать валлийское «Мирддин» как «Мердинус» вследствие неблагоприятных ассоциаций этого слова во французском языке и заменил «д» на «л».
Позаимствовав в валлийской традиции имя своего героя, Гальфрид присвоил также приводимую в хронике Ненния легенду о юном пророке, одержавшем верх над магами Вортигерна. Согласно «Истории бриттов», ненавидимый и отвергнутый своими подданными узурпатор был вынужден бежать в Сноудонию. Для защиты от саксов он попытался возвести здесь мощную крепость, стены которой, однако, раз за разом обрушивались. Маги посоветовали Вортигерну отыскать мальчика, не имеющего отца, убить его, а кровью обрызгать камни. До сих пор Гальфрид следует приведенной у Ненния легенде, однако исход ее несколько отличен. Маги находят ребенка, мать которого забеременела от демона. Ребенка зовут Мерлин (это первое упоминание сподвижника Артура, чародея Мерлина Амброзия.) Ребенок, сообщает то, что сокрыто от магов: стены рушатся потому, что проседает фундамент, погружающийся в расположенное под местом строительства озеро, где обитают два дракона - красный и белый. Каждую ночь драконы просыпаются и вступают в битву, сотрясая стены. Драконы воплощают две силы, схватившиеся не на жизнь, а насмерть: бриттов (красный дракон) и саксов (белый дракон). Мерлин изрекает пророчества, предвещая проклятие Вортигерну и предостерегая его о скором возвращении законных принцев Аврелия и Утера. Пророчества Мерлина сбываются. (Героем этой легенды в изложении Ненния является Амброзии Аврелиан.)
Правление Аврелия, по Гальфриду, оказывается весьма кратким. Ему наследует Утер, получивший прозвище/титул Пендрагон. С помощью Мерлина и его магии совершается зачатие Артура. Гальфрид вновь переиначивает на свой лад валлийские источники и хроники, сместив при этом даты. Мерлин у него оказывается современником Вортигерна и Утера, что делает его вполне логичным кандидатом на роль наставника юного Артура.
Итак, кельтская традиция первоначально никак не связывала легенды о Мерлине с легендами о короле Артуре, хотя со временем этот герой оказался втянут в орбиту артуровского эпоса. Ранний Мерлин - это пророк и безумец. Состояние безумия как божественной одержимости в традиции всех индоевропейских народов связывается с вдохновенной поэзией, и сверхъестественной мудростью. Однако большинство подобных поэтических пророчеств, приписываемых Мерлину, глубоко идеологизировано и относится исключительно к сфере политики. В валлийской традиции образ Мерлина зачастую сливался с образом Талиесина, который живет вечно или жил среди людей в различные времена, - оба они выступали как воплощение архетипического поэта. Легенды гласят, что оба жили во времена Артура и обоим приписывают политические пророчества.

«Деяния» Гальфрида Монмутского стали началом того процесса, который превратил Мерлина в «серого кардинала» за кулисами «Matiere de Bretagne». Мерлин у Гальфрида становится сыном демона а дочери короля Дифеда, покинувшей мир ради того, чтобы стать монахиней. Вера в то, что смертная женщина может зачать от духа или божества, - архетипический мотив иной, дохристианской эпохи. Легенда о чудесном зачатии Мерлина оказалась отчасти параллельна легенде о зачатии Артура и дала объяснение его умению убеждать и подчинять, его сверхъестественным и магическим способностям и неземной мудрости.
Весьма любопытна и упомянутая Гальфридом легенда о том, как, Мерлин доставил на равнину Солсбери «Хоровод Великанов» - мегалиты Стоунхенджа. использовав для этого как мастерство каменщика, так и магию. «Хоровод Великанов» - еще одно звено, связывающее Мерлина с языческой традицией. Мерлин у Гальфрида заявляет, что эти камни связаны с тайными ритуалами и мистериями и обладают волшебной целительной силой. В более поздних версиях легенды, которые рисуют Мерлина в христианских тонах, он превращается в пророка, весьма близкого христианским святым, что заставляют изучать и столетиями дополнять таинственные пророчества, приписываемые ему. Та часть легенды, которая относится к «человеку в лесу», в хронике опущена, однако она вновь появляется в последнем труде Гальфрида - «Житии Мерлина».
Таким образом, Мерлин у Гальфрида как будто раздваивается на поэта/пророка и чародея/политика. В «Житии» приводятся и поздние приключения Мерлина из «Деяний». Гиралду Камбрийскому и другим валлийским авторам это дало повод предположить, что речь идет о двух разных людях, носивших одно и то же имя: о Мерлине-чародее и Мерлине Каледонском, безумце из леса. Артуровские романы сосредоточиваются в основном на чародее и оставляют без внимания «человека из леса», однако некоторые подвиги второго оказываются вновь приписаны первому. «Безумец в лесу» имеет отдельную и весьма древнюю историю в европейских легендах. Это отщепенец, человек, изгнанный или изгнавший себя из общества. Нельзя не учитывать также древнее и широко распространенное поверье, что безумцы ближе к богам, чем те, кто пребывает в здравом уме.
Подобная раздвоенность не могла не повлиять на того Мерлина, каким он предстает в рыцарских романах. Чародей равнодушен к титулам и званиям, одинок по натуре. Он появляется как будто из ниоткуда, чтобы дать совет, наложить чары, и исчезает неизвестно куда. Где обитает чародей, неясно, однако очевидно, что не в Камелоте. Возраст его также неопределен, не совсем очевидно, мертв он или нет. В поздних романах Мерлин играет роль проводника невидимых сил или рока, определяющих судьбы Артура и ордена Круглого Стола.
Любопытно, что в цикле Роберта де Борона именно Мерлин приносит в Логрию, пребывающую «во тьме язычества», знание о святом христианском реликте, диктует Блэзу историю Грааля. Роман Роберта де Борона «Мерлин» начинается со сцены, в которой демоны замышляют уничтожить род человеческий, создав своего собственного пророка - наполовину человека, наполовину демона, который был бы способен стать соперником Христа. Избранная же ими девица, совершив грех, обращается к исповеднику и, освященная крестным знамением, спасает душу свою и будущего ребенка.
Благодаря своей способности различать прошлое (он обязан этим демоническому отцу), то есть используя во благо силы зла, Мерлин играет роль моста между двумя мирами: язычеством и христианством. Впоследствии именно он убедит Утера Пендрагона создать Круглый Стол, подобный столу Грааля, где будет предусмотрено место для того, кто достигнет священной чаши. Фигура Мерлина приобретает еще большую значимость: здесь он не только стоит за воцарением Артура, но и вдохновляет короля на создание духовного рыцарского ордена. Вдохновителем поиска святой реликвии оказывается не христианская церковь, что было бы вполне логично, а чародей, связанный с языческой традицией.
В сравнительно поздних романах цикла «Вульгата» чародей и пророк Мерлин оказывается человеком, пребывающим одновременно в двух мирах: земном и мистическом. Наделенный знанием о прошлом, которое он унаследовал от своего отца, и даром предвидеть будущее, Мерлин повергает в растерянность тех, кто сталкивается с ним, своей способностью объяснять таинственные события и предсказывать то, что еще не произошло. С помощью колдовства, превращающего Утера Пендрагона в Горлойса, герцога Корнуоллского, Мерлин помогает ему пробраться в Тинтагель, так чтобы тот мог вместе с Игрейной, женой герцога, зачать Артура. Мерлину же обязан Артур воцарением в принадлежащем ему по праву королевстве и утверждением своей власти. Чародей превращается в наставника и советника Артура, едва ли не заменяя ему отца: с помощью магии он ограждает своего воспитанника от различных опасностей (например, погружает в сон короля Пелинора, когда разгневанный рыцарь уже готов нанести во время поединка смертельный удар). Мерлин отвозит короля к волшебному озеру, где Артур обретает Экскалибур, он же раскрывает ему тайны ножен; он же отправляется в Камерлиад просить руки Гвиневеры и решает, кто из рыцарей Логрии займет места за Круглым Столом.
 Провидческий дар Мерлина, равно как и его дар стратега, оказывается решающим в войнах юного Артура с восставшими против его власти королями соседних земель. Магия Мерлина приводит к разгрому второго вторжения врагов Артура в Логрию; спасая Артура, Мерлин жертвует жизнью Лота Оркнейского.
Однако затем мирской Мерлин уступает место Мерлину мистическому: именно он преобразует Круглый Стол, превращая его в подобие Стола Тайной Вечери. В «Дидо-Персевале» Мерлин помогает Персевалю в его испытаниях в замке Грааля. После того как герой с честью, выходит из испытаний, становится королем Грааля и во второй раз занимает Погибельное Сиденье за Круглым Столом в Камелоте, Мерлин удаляется в лес, расположенный неподалеку от замка Грааля, чтобы продиктовать Блэзу историю приключений рыцарей Круглого Стола.
Помимо судьбы Артура, вероятно, наибольшее участие Мерлин принял в судьбе Балина Свирепого, которого трагическое стечение обстоятельств привело к тому, что он нанес опустошивший не одно королевство Плачевный Удар и убил на поединке собственного брата. Согласно некоторым вариантам легенды, Мерлин, наложив на клинок Утера чары, собственноручно погружает в камень меч, извлечь который предстоит Артуру. Точно так же Мерлин помещает в камень меч Балина - этот меч предназначен для Галахада, того, кому предначертано достигнуть Грааля и снять проклятие Опустошенной земли.
С помощью магии и искусства, которые в романах практически неразделимы, Мерлин переносит Стоунхендж и создает удивительную гробницу Лота: высеченные из камня фигуры королей, погибших в битве у Бедгрейнского леса и в битве под Димлоком, держат в руках зажженные восковые свечи, которые никогда не гаснут.

Еще одним магическим даром чародея оказывается его способность изменять облик. Он предстает перед героями романов отшельником, ветхим старцем, четырнадцатилетним мальчишкой, дровосеком и тенью. В облике старца, например, Мерлин, приходит к Артуру, чтобы открыть бывшему воспитаннику тайну его рождения, а также растолковать смысл страшного сна, в котором перед Артуром предстали картины разорения королевства и собственной гибели: король в неведении возлег с собственной сестрой, и от руки сына, зачатого в эту ночь, суждено погибнуть и самому Артуру, и всем рыцарям его королевства. Представление о том, что волшебники умеют изменять свой облик и облик других людей (как это было с Утером), уходит корнями в легенды о племенных шаманах глубокой древности. В кельтской традиции такой способностью наделялись друиды и великие поэты: предполагалось, что барды умеют проникать в суть всех явлений вне зависимости от их природы. Этот дар Мерлин, вполне вероятно, унаследовал от барда Мирддина.
Допуская, что чародей способен придать себе иной облик, сменить тело, авторы средневековых романов и их аудитория скорее были готовы усомниться в известии о смерти столь могучего волшебника. В различных легендах и романах приводится множество версий того, что сталось с Мерлином, и практически все они сходятся на том, что чародей не мертв в буквальном смысле этого слова, а спит где-то, погруженный в зачарованный сон.
Гальфрид вводит в «Житие Мерлина» еще одного барда, Талиесина, который повествует о последней битве Артура. Согласно Талиесину, Мерлин сопровождает раненого короля на благословенный «остров яблок», Аваллон, которым правит старшая из девяти сведущих в магии сестер волшебница Морген. Согласно валлийской легенде, забрав с собой Тринадцать Сокровищ Острова Британия, Мерлин затворился в стеклянной башне на острове Бардси (неподалеку от побережья Уэльса), где, скрытый от людских глаз, ожидает возвращения короля.
Однако в большинстве рыцарских романов этот персонаж сходит со сцены намного раньше последней битвы Артура. Вина за его исчезновение возлагается на фею или научившуюся магии смертную женщину Нимуэ (Вивьен, Ниниан, Ниневу, иногда ее также идентифицируют с Владычицей Озера), которая обратила против Мерлина его собственное волшебство. Сходятся все версии на том, что, влюбившись в Нимуэ, которая не отвечала на его любовь, Мерлин, несмотря на свою способность провидеть будущее, оказался бессилен перед чарами.
Во французском романе «Пророчества Мерлина» рассказывается о том, как Мерлин показал Владычице Озера пещеру в Ауренском лесу, где чародей возвел жилище для своей возлюбленной, и гробницу, в которой они могли бы лежать после смерти. Ненавидевшая его Владычица Озера с помощью уловки уговорила его лечь в гробницу, а затем закрыла гробницу плитой и связала чародея нерушимыми чарами. Благодаря ее волшебству никто не в силах отыскать дорогу к этой гробнице, если путь к ней не показала сама чародейка. Впоследствии Владычица Озера привела сюда своего возлюбленного Мелиадуса, который, возвращаясь из лесу, каждый раз передавал гонцам Артура и рыцарей Круглого Стола все новые и новые пророчества Мерлина.
В романе Роберта де Борона Вивиана или Ниниана (которая здесь ни разу не названа ни Девой, ни Владычицей Озера), погрузив Мерлина в беспробудный сон, возводит над чародеем башню из тумана, которую он не в силах покинуть. Несколько позднее мимо этой башни проезжает Гавейн, и Мерлин пророчествует ему из-за стены тумана.
В романах «Вульгаты» Дева Озера, названная Нинианой (или Нимуэ), с помощью чар погружает Мерлина в бесконечный сон в пещере в Гиблом лесу в Бретани. Лева Озера, которую привез ко двору короля Артура Пелинор, согласилась терпеть общество чародея в надежде перенять все секреты тайных наук. Именно она настояла на том, чтобы Мерлин покинул двор короля и отправился путешествовать по Британии и Арморике, при этом она заставила Мерлина поклясться, что он никогда не применит против нее чар. Однажды Мерлин показывал Нимуэ волшебную пещеру в скале, прикрытую тяжелой плитой. Хитростью вызнав, в чем заключается волшебная сила этой пещеры, Нимуэ заставила Мерлина лечь под каменную плиту, а затем наколдовала так, чтобы никакие чары не позволили бы ему поднять ее. Оставив там своего бывшего наставника, Нимуэ продолжила свои странствия, а затем вернулась ко двору Артура, чтобы занять при короле место Мерлина. Мимо зачарованной пещеры случилось однажды проезжать Бадемагусу, который в доносившихся из пещеры звуках узнал пение Мерлина. Сэр Бадемагус попытался приподнять или сдвинуть плиту, чтобы освободить чародея, но Мерлин, услышав его, крикнул, чтобы рыцарь оставил этот напрасный труд. Никто не мог бы открыть хрустальную пещеру, кроме той, что наложила на нее печать.
Наконец, в испанском романе «Поиски Святого Грааля» (Demanda de Santa Grial) Мерлин, поддавшись на уговоры Нинианы, называемой также Девой Озера, приводит ее в высеченный в скале грот в Гиблом лесу, где некогда жили, умерли и были похоронены в одной гробнице двое любовников. Ниниана уговаривает Мерлина приподнять невероятно тяжелую крышку гробницы, чтобы она могла заглянуть внутрь. Той же ночью, пока Мерлин спит под действием чар, она приказывает своим слугам перенести Мерлина в гробницу, а затем с помощью колдовства навеки закрывает крышку. Никто не может сдвинуть крышку или увидеть Мерлина до тех пор, пока Дева Озера сама не придет сюда, повинуясь мольбе Тристана, и никто никогда не услышит от Мерлина ни слова.
Бард Мирддин валлийской традиции ни разу не упоминается в связи с Артуром, однако, пусть даже с некоторыми натяжками, возможно достроить небезынтересный сюжет. В поэме «Добыча Аннуина» Артур привозит из похода на остров потустороннего мира с его стеклянной крепостью чудесные сокровища. Некоторые из этих магических предметов упоминаются среди тех, которые Мерлин охраняет в стеклянной башне на острове Бардси. Одна из валлийских версий легенды говорит, что Мерлин был заключен в эту башню своей возлюбленной. Среди прочих подвигов, которые по просьбе Килоха («Килох и Олвен») совершает Артур, упоминаются освобождение чародея Мабона, сына Мод-рон, который заключен в башню на берегу огромного озера, и убийство могучей колдуньи, Иными словами, в валлийских легендах налицо все элементы традиционной истории «Мерлина»: стеклянный (хрустальный) остров/башня; заточение в башне; колдунья-тюремщица.

Статья Энциклопедии короля Артура и рыцарей Круглого Стола под редакцией А.Комаринец, издательство АСТ

история, Король Артур, Мерлин

Previous post Next post
Up