http://kraeved1147.ru/yusupovskiy-dvorets/ 15 Декабрь 2011
ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Автор: admin. Рубрика:
Москва;
Музеи .
В Москве появился ещё один музей. Недавно открылся для осмотра Юсуповский дворец расположенный в Большом Харитоньевском переулке, 21.
Вестибюль.
Помещение, в котором мы сейчас находимся, на снимке это светло-зелёное крыльцо, сени дворца, было пристроено в 19 веке, когда проводилась глобальная реконструкция дома. В 17 веке этой части дома не было и вот эта стена была наружной. Вы видите, в ней есть окошко, которое функциональной нагрузки в этой части помещения не несёт, а раньше это было окно наружу.
Что касается даты постройки этого дворца. Официально, документально подтверждена дата 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.
Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меньшиков эту собственность, да и другую в том числе у Толстого изъял. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меньшикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.
В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью всего меньше года, но в историю дом вошёл как палаты Волковых - Юсуповых.
В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову.
Парадная лестница.
После многих лет реставрации наконец
дворец Юсуповых в Москве открыт для посетителей в 2010 году. Этот дворец - один из самых древних образцов гражданской каменной застройки в Москве, датируется 17-19 веками.
Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых, инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой - Сумароков - Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас к осмотру посетителям предлагается только парадная часть дворца, в которой никогда не жили, эти помещения использовались только для приёмов гостей, переговоров. Это восточная часть дворца.
Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации К.Сомова.
Надо сказать, что в конце 19 века, когда проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовала, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это - дом-мечта, особняк был восстановлен по представлениям людей 19 века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке 17-м.
Лестница, на которой мы стоим это пристройка 19 века, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых - Юсуповых. Описание герба можно встретить в разных источниках. Простое перечисление элементов, их расположения, цвет поля. Но что значит тот или иной символ - сейчас приходится только догадываться об этом, мы можем трактовать только некоторые символы герба. Например - в центре мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.
Лев - фигура чрезвычайно популярная в 17 веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Ведь считается, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха.
Также лев - это символ ВЛАСТИ, БОГАТСТВА.
Поэтому лев ещё раз изображён на стене лестницы. В паре к нему - олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.
И ещё одна трагическая история связана с этим помещением. Перед тем, как Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году, увезти с собой все свои несметные богатства они не могли. Часть сокровищ было спрятано в Петербурге, часть же здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий, Буженинов. Новые власти дворецкого пытали. По одним сведениям он сознался, по другим - нет. Но дело касается именно этого помещения - парадной прихожей. Тайник был расположен именно здесь, под этой лестницей. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет - неизвестно, но интересно то, что сокровища одновременно нашли и здесь, в Москве, и в Питере в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов - диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых - 13 кг. Часть было передано в музеи, часть пропало.
Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которая может быть названа
Китайская комната.
В декорации этого весьма небольшого помещения мы видим китайскую символику.
Считалось, что в 17 веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Также в это время было модно использовать всё китайское, китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.
В элементах декора этого помещения мы можем разглядеть китайские фигуры, которые несут в себе очень важную символику. Например, птички - их парное изображение символизирует счастливый семейный союз.
Или пятипалый дракон - символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, во всяком случае, Юсуповы считали, что в их семье были корни китайских правителей. Также дракон является символом ума и хранителем рода, символом плодородия. Интересно, что здесь два вида драконов. Один из них - пятипалый, это символ самого императора.
У второго на лапах по 4 пальца. Такой дракон - символ наследного принца.
Также на своде этого помещения мы видим фарфоровые тарелки. Их использование в декоре дворца тоже вполне объяснимо. В 17 веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова - на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую - сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Ещё не стоит забывать, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, много произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское, а в настоящее время коллекция юсуповского фарфора - основа экспозиции в Кусково.
И стоит иметь в виду тот факт, что Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровые завод в Архангельском не производил этот дорогой материал для продажи. Фарфор делали для собственных нужд - украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.
В настоящее время эта комната используется как прихожая к тронному залу. Раньше в ней было больше мебели и, говорят, здесь стояли чучела двух медведей, который один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.
Нужно отметить ещё тот факт, что современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. И по свидетельству некоторых посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.
Тронный зал
Также это помещение называют крестовой палатой, по названию таких помещений в 17 веке. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, это был прямой отсыл с предполагаемому дворцу Ивана Грозного, который, якобы, стоял именно на этом месте. И именно в этом зале стоял трон государя.
Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.
Продолжение следует.