Искусство призвано служить созиданию гуманистических ценностей в человеческом обществе. В этом ряду на современной кинематографии лежит большая ответственность. В такой многонациональной стране, как Российская Федерация, кроме всего прочего она еще должна способствовать дружбе ее народов и прививать гражданам (особенно молодым) дух толерантности.
Но, увы, в русском кино в этом плане усиливается нездоровая тенденция. Она заключается в том, что сегодня на экране редко когда увидишь представителей нерусских народов России. Если увидишь - да и то в негативе. Чаще всего они выглядят туповатыми, жалкими, некультурными, а иногда и головорезами. Конечно, в каждом народе есть разные люди: и добрые, и плохие. Но почему-то эта истина в русской кинематографий часто преломляется. Персонажи-инородцы у зрителя вызывают неприязнь или выставляются на посмешище.
Я сам не кинокритик и не специалист по межэтническим отношениям. Однако, будучи рядовым кинозрителем, иногда обращаю внимание на такие вещи на экране. И чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров из просмотренных мной отечественных фильмов. Здесь я коснусь только тех картин, где мелькают персонажи-татары.
1-й эпизод (из кинофильма «Штрафбат»).
Бойцы штрафбата готовятся к переправе на противоположный берег, удерживаемый до зубов вооруженным врагом. Не хватает плотов и лодок. Тут к офицеру подходит красноармеец-татарин и жалобным голосом обращается: «Товарищ лейтенант, а я плавать не умею». У самого вид робкий, можно сказать, инфантильный.
2-й эпизод (из фильма В. Татарского «Группа Zeta»).
Группа зэков во главе с бывшим офицером-спецназовцем совершает побег из исправительной колонии. Скоро они добегают до лесной реки и в надежде оторваться от своих преследователей-омоновцев бросаются в нее. На берегу в растерянности остается один татарин, не умеющий плавать. Его товарищи насильно стаскивают в воду (артист, сыгравший эту роль, ни по внешности, ни по акценту не напоминает татарина).
3-й эпизод
(из фильма «Сестры»).
Две сестры оказались перед угрозой со стороны криминала. Старшая прячется на острове или недалеко от реки. Сотрудник милиции поручает бывшему зэку Сайфулле охранять ее от бандитов. Главарь ОПГ, узнав о ее местонахождении, на лодке подплывает к берегу. Сайфулла же производит несколько выстрелов из охотничьего ружья, выкрикивая каждый раз: «Аллах акбар!». Но у него не выдерживают нервы, и он, далеко отшвырнув ружье, позорно убегает.
4-й эпизод (названия кинофильма не помню, в нем события происходят в воинской части).
Вокруг военного городка происходят граничащие с мистикой странные вещи. То ли сам снежный человек, то ли кто-то другой пугает военнослужащих. В один из вечеров к дневальному, только что певшему татарскую песню, подходит некто страшный, и он, обомлев от страха, едва убегает прочь, крича при этом: «Утэрэлэр (убивают)».
5-й эпизод (из кинофильма «Апостол»).
Группа диверсантов, набранных немцами из советских военнопленных,
проходит подготовку в разведшколе. Среди них есть и татарин. Немцы снабдили их не только обмундированием и оружием, для каждого из них придумали легенду. Ма-медов (несвойственная для тюрков Поволжья и Приуралья фамилия) же согласно ей якобы по приказу командования следует в г. Мензелинск. Когда их забросили в советский тыл, он еще на развалинах дома совершает намаз.
Как видите, во всех вышеприведенных эпизодах (которые повторяют друг друга) татары охарактеризованы не с лучшей стороны. У кинозрителя, мало знакомого с татарами, после просмотра таких эпизодов может возникнуть мнение, что нам присущи малодушие, предательство и т.д. Между тем горе-киношники забывают о том, что мой народ, занимающий второе по численности место в России, ни по моральным качествам, ни по физическим параметрам не уступает другим народам. А мотивы, которыми руководствуются при этом такого рода кинорежиссеры, нетрудно понять. Первым делом, думается, ими движет желание в очередной раз очернить образ татарина, убивая заодно у самих татар национальную гордость. Однако они забывают, что в природе и обществе часто срабатывает закон (или эффект) бумеранга со всеми своими последствиями.
Перефразируя известное выражение, к этому можно еще и добавить: «Не все спокойно в Союзе кинематографистов». Об этом свидетельствует острая борьба между сторонниками Н. Михалкова и М. Хуциева. Все же хочется надеяться, что вновь избранный руководитель союза услышит сие обоснованное возмущение и доведет до своих коллег, что татары заслуживают того, чтобы их персонажи и киногерои находились и в центре событий, а не только играли статистов в мрачном свете.
Айрат ГАЛИ.
Наб. Челны.
Опубликовано в газете «Звезда Поволжья» №15 (466) 23 апреля 2009г