О костюме татар Ядыгаровской волости Мамадышского уезда Казанской губернии

Aug 28, 2013 16:11


Записка священника И. М. Ляпидовского составленная для Российского географического общества о татарах Ядыгаровской волости Мамадышского уезда Казанской губернии
1848 г.Жители Казанской губернии Мамадышского уезда Ядыгаровской волости состоят из государственных крестьян - татар, из татар старокрещеных, русских и вотяков.
1. О татарах.
Татары - магометанского вероисповедания, переселений своих не помнят, а почитают себя старыми жителями. Они роста высокого, более среднего, дородны, волосы на головах черные, такие же бороды (редко можно видеть татар волосом рыжего), глаза черные и карие, кои в движении быстры, здоровье их крепкое, проворны, ловки, любопытливы, а к физическим трудам не совсем охотливы.
...
Платье. Платье у татар - мужчин зимнее верхнее состоит из тулупов домашних овец, начальных и крытых китайкою3, нанкою4 и крашенным холстом; из шерсти овец ткут сукна, из коих носят азямы белые, серые и крашенные кубовою краскою, состоятельные имеют азямы фабричных сукон и тулупы киргизских и калмыцких овчин. Летнее платье татар составляют китаичные и нанковые халаты, а также камзолы, достаточные имеют шелковые; нижнее их платье бахтовое5, ситцевое и холщевое. Обувь: ичиги, сапоги, кожаные и вяленные из обыкновенной шерсти и лапти. Женский пол носит верхнее платье такое же, какое у мужчин, нижнее длинные ситцевые, бумажные или крашенного холста рубахи, обуваются почти всегда в ичиги. Головной убор татарок из белых длинных косынок кисейных, коленкоровых и холщевых с нашивкою ко лбу золотого позумента, шириною в вершок. Это покрывало по-татарски называется кыйк6. В нынешнее время накрываются более шалевыми платками, коих цветов предпочитается зеленый. На руках близ кистей носят браслеты серебряные, по-татарски называемые блязик. Сверх рубахи накладывают ленту с левого плеча под правую руку, унизанною серебряною и вызолоченою монетою; к нижнему концу ленты пришиваются сафьяном четырехугольная в два вершка сумочка, род редекюля в которую кладут прутики рябины, можжевельника и ногти зверей: медведя, волка и других, для предосторожности от уроков и чтобы не прикоснулся нечистый дух. Этот наряд называется алка. Вообще татары, как мужчины, так и женщины склонны к щегольству, последние даже во время уборки сена с лугов наряжаются в праздничное платье; женщины траву сами не косят, а только собирают.
Девицы татарки на головах носят белые колпаки, иные шапочки и накрываются платками, в ушах серебряные большие серьги; женщины серег не имеют, а носят их сверх рубах на груди, а некоторые на голове пришивают к кымку7, вместо булавок.
...
Старокрещеные из татар.
Они почитают себя переселенцами из разных мест и поколений. Это переселение последовало в то время, когда они приняли Святое крещение. Они в постройках домашних, языке, платье, пище сходствуют с татарами, почти все курят и нюхают табак, а из татар редкие. Мужчины головы не бреют, а носят волосы подобно русским мужикам. Наружный вид их разнообразен; есть волосом черные, русые, рыжие, возраста разного же, телосложения крепкого, ловки, проворны и к физическим трудам прилежны. У них грамотности никакой нет. В 1845 году открыто приходское училище, в коем учатся до 50 мальчиков. Русской грамоте учить их довольно трудно, потому что не знают русского языка.
Женский пол старокрещен, в платье сходствует с татарским. Они отличаются головным убором, который наподобие чехла русских женщин. На него выше лба нашивают золотые позументы с углами к вискам. Эта повязка называется сюряка; виски также прикрывают нашитыми позументами, они называются зилькялик; в ушах имеют большие серебряные серьги. Сверх сюряка накрывают голову большим полотенцем, которого концы обращены на спину. Девицы в платье во всем сходствуют с татарским. Они носят на голове большие колпаки с нашивкою ко лбу золотой сетью, который называется сясяк, т. е. цветок, обуваются в башмаки и лапти. Женщины и девицы на грудь накладывают полукруглые борки, унизанные серебряною монетою, называемые муик-джяка; такую ленту, какие у татарок, унизанною монетами, к концу которой привешивают ключи, что означает доверительность в хозяйстве от старшего из семейства. Достаточные, на борке и ленте имеют до 50 рублей серебром.
...
3. Первоначально китайкою назывались шелковые ткани, вывезенные из Китая. В XIX в. в России китайкою назывались тонкие ткани из шелка и хлопчатой бумаги, произведенные в том числе и в России.
4. Нанка - грубая, плотная хлопчатобумажная ткань, преимущественно желтого цвета.
5. Бахта - набивная хлопчатобумажная ткань.
6. Выделения чертой соответствуют выделениям в документе.
7. По всей вероятности, автор имел в виду крымку, распространенный у татар головной убор из мерлушки (выделенной овчины).



Крещеные татарки в национальных костюмах. Конец XIX - начало ХХ в. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук, фонд Н. В. Никольского, д. 72, инв. № 482, л.22.

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2012_3_4/11/02/

Мамадыш өязе, керәшеннәр

Previous post Next post
Up