О татарах - столыпинских переселенцах Предбайкалья

Dec 19, 2014 10:39

Из монографии Колгановой Е.Ю. Этнокультурное наследие столыпинских переселенцев Предбайкалья. - Иркутск : ИОГАУК АЭМ «Тальцы», 2014.

Размещаю только текст, без фотографий.

Массовое переселение поволжских татар в Предбайкалье по столыпинской аграрной реформе приходилось на 1911 - 1914 годы. Переселенцы в основном были расселены в современных Тайшетском, Чунском, Нижнеудинском, Заларинском, Аларском районах.
Татары-переселенцы в начале ХХ века применяли систему землепользования и орудия труда такие же, как соседние народы Предбайкалья. По мнению исследователя-этнографа С. А. Токарева, общая сельскохозяйственная культура татар в метрополии была несколько ниже, чем у восточнославянских народов, «земледелие не составляло такого исключительного занятия для татар, как для соседних народов… Многие татары забрасывали свою землю и уходили в города на заработки, сдавали землю в аренду или, даже сидя на земле, занимались неземледельческими промыслами… Скотоводство теперь составляет подсобную отрасль, но есть следы его прежнего более важного значения». Особенно это проявлялось в любви татар к коневодству [25, с. 174].
В Предбайкалье обработка земли у татар была не такой тщательной, как у соседних земледельческих народов. К примеру, старожил татарской деревни Черемшанка Заларинского района Иркутской области, говоря о жителях деревни Метелкино, образованной белорусскими переселенцами, отмечает изначальную способность белорусов к хлеборобству и отказывает в этом своим односельчанам, а старейшая жительница Черемшанка свидетельствует о том, что татары не выращивали овощей - капусты, моркови, картошки, и научились этому уже только в Сибири [9, с. 209].
В первое время после переселения на новые земли татарам не удавалось обеспечить себя продуктами питания, поэтому был распространен уход на заработки в соседние деревни. Татары нанимались в работники к зажиточным русским старожилам, за свою работу получали зерно, семена, чтобы в следующем году возделывать уже собственную землю. Через несколько лет большинство татар-переселенцев обзавелись хозяйством, добротными домами, стали строить мечети, школы. Появились даже излишки продукции, которые вывозились на продажу.
Количество татар-обратников было небольшим, это можно объяснить следующим фактом: в Сибири переселенцам на душу мужского пола выдавался земельный надел в 15 десятин, в то время как в Поволжье татары имели надел «по 1,5 - 2 десятины на душу» [3, с. 84].
Планировка татарских поселений в Иркутской губернии была идентична планировке других переселенческих деревень Предбайкалья начала ХХ века. В первое время заселения хозяйственных построек в усадьбах татар было минимальное количество, имелись только самые необходимые: завозня, стайки, загон, амбар, расположенные во дворе без определенного порядка.
Первые дома, построенные переселенцами, имели небольшие размеры. В ходе экспедиций в татарские деревни Заларинского района были обнаружены дома первопоселенцев размерами 6 х 6. Стояли они на низком подклете, рубились из круглых бревен «в обло», крылись драньем, к дворовой торцевой части дома пристраивались дощатые сени с чуланом. В дальнейшем на основе сруба развивались дома более сложных типов за счет пристраивания к дому трех стен по типу пятистенка. Окна оформлялись рамками, не имели наличников. В более позднее время декоративные элементы наличников стали представлять собой различного рода геометрические или растительные фигуры, выполненные преимущественно распиловкой.
Внутреннее убранство жилищ татарских переселенцев имело характерные национальные черты. В них прослеживалось влияние религии - ислама: изба татар делилась на две части поперечной перегородкой или занавеской, что связано с мусульманским обычаем затворничества женщин.
Отсутствие в доме изображений людей, животных, птиц связано с религиозным запретом изображать живые существа. Зато характерно наличие домотканых шамаилей - стилизованных изречений из Корана, выполненных арабской вязью с изображением мечетей и святых мест ислама. Шамаили вешались по центру на стене, противоположной входу, или над дверью, являясь своего рода оберегом от злых духов. Оригинальны были и намазлыки - коврики для молитв, которые содержались в особой чистоте и иногда даже передавались по наследству. Характерна орнаментация вещей геометрическими и растительными фигурами. Орнаментация предметов домашних украшений производилась на ярком фоне зеленого, голубого, желтого, красного цветов, что придавало красочную самобытность внутреннему убранству татарских жилищ.
В интерьере обжившихся татар-переселенцев стены и простенки украшались полотенцами, на окна вешались занавески. Спальное место закрывалось занавеской чаршау. Почетное место находилось по центру стены, расположенной напротив входа. Для интерьера было характерно обилие сундуков и подушек - все это элементы кочевнической традиции. Видное место в жилище занимали широкие нары, устроенные вдоль стен. У многих татар еще в метрополии в быт вошли кровати, стулья, столы.
По словам старожилов татарской переселенческой деревни Черемшанка Заларинского района Иркутской области, печи в домах первопоселенцев представляли собой комбинацию русской печи со вмазанным в нее котлом (казаном), имеющим отдельную топку. Подобная печь была традиционна для татарских жилищ метрополии и использовалась для приготовления национальных блюд и чая. Во дворе некоторых усадеб татар-переселенцев также имелась такая печь со встроенным в нее казаном и в летнее время для многочисленной родни устраивались совместные трапезы.
По вере предбайкальские татары мусульмане. На территории губернии почти в каждом крупном татарском поселке появились мечети, построенные татарскими переселенцами. Обычно они представляли собой деревянные одноэтажные дома с двускатной кровлей. В верхней части находилась небольшая площадка, на которую перед восходом и закатом солнца поднимался служитель и призывал мусульман на молитву. Редкой для селений Восточной Сибири являлась деревянная татарская мечеть, разрушенная в 2000 году в деревне Нижняя Слобода Жигаловского района. Из архивных материалов Службы по охране историко-культурного наследия мы узнаем, что она располагалась в центральной части деревни на открытом пространстве и представляла собой одноэтажную деревянную постройку, основной объем которой рублен из бревен «в обло», прямоугольный в плане, с двускатной тесовой кровлей. Над ним, ближе к северному торцу, был устроен восьмигранный открытый минарет под пологим колпаком со шпилем. С южной стороны основного объема располагался михраб - молитвенная ниша, помещавшаяся в обращенной к Мекке стене, с северной - сени, рубленные из бруса, под двускатной кровлей с фронтоном. Вход находился с западной стороны. Фасадный декор мечети был достаточно скромен. В основе плана лежала стандартная схема: сени, вестибюль, квадратный молитвенный зал с михрабной нишей. Подобная мечеть была построена во время столыпинского переселения татар в пос. Залари Иркутской губернии.
На сегодняшний день ни в одной деревне Предбайкалья здания мечетей не сохранились в первоначальном виде: они либо разрушены, либо используются по другому назначению со значительными перестройками. При мечетях часто строились начальные школы - мэктэб.
Национальная одежда как важный этномаркирующий элемент традиционной культуры у татар еще в советское время вышла из обихода. Сейчас она в основном используется фольклорными коллективами, когда вниманию зрителей представляются национальные костюмы из ярких тканей: платья, рубахи, шаровары, камзолы, ичиги, головные уборы - колпаки, калфаки, платки, тюбетейки, своеобразные женские украшения хэситэ, изю.
Из всех компонентов материальной культуры кухня татарских переселенцев наиболее полно сохранила свои национальные черты. Характерна для татар любовь к мясу, особенно к конине, баранине (элемент кочевнической культуры), домашней птице. В Сибири стол обогатился мясом диких зверей. Употребление свинины запрещалось шариатом. Ассортимент рыбных блюд у татар Предбайкалья стал гораздо богаче, чем в метрополии. Сибирские реки, в начале ХХ века еще изобиловавшие рыбой, разнообразили пищу татар и в будни, и в праздники.
Татарская традиционная кухня не отличалась многообразием овощных блюд. Из супов характерен токмач - суп с лапшой на мясном бульоне.
Сохранились многие национальные блюда из теста: баурсаки - колобки или ленты из теста, зажаренные в масле, пэрэмэчи и очпочмаки - пироги с мясной начинкой. Татарские торжества не обходятся без сладкого чак-чака (является обязательным свадебным угощением у татар). По форме лакомство представляет собой усеченную пирамиду из мелких баурсаков, скрепленных медом. Бэлэш - древнее кушанье из пресного теста с мясо-крупяной начинкой, также составляет один из важнейших атрибутов татарского праздничного стола.

Кряшены
В начале XX века на территорию Предбайкалья из Уфимской губернии (современного Бакалинского района) переселилось несколько семей кряшен. Кряшены - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии и в Башкортостане.
По данным переписи населения 1926 года кряшен насчитывалось 101,4 тысячи человек Ядро этноконфессиональной группы кряшен сформировалось за счет христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI-XVII веков [15, с. 210].
По мнению известного этнографа ХХ века профессора Н. И. Воробьева, эти татары или совсем не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт [6, с. 9].
В метрополии православная часть татар жила обособленно от татар-мусульман. Еще во время раннего средневековья и Казанского ханства кряшены в основном принадлежали к казачьему сословию и после наделения их землею жили компактно [11, c. 170].
Изолированность поселений кряшен от остального татарского населения сказалась на формировании их самобытной материальной и духовной культуры. Эту самобытность в традициях, обычаях, быте кряшены перенесли на осваиваемые ими земли в Предбайкалье. Семьи Табанаковых, Николаевых, Кудряшевых, Антиповых (кряшены носили русские фамилии и имена) основали в 1909 году деревню Хареты современного Нукутского района. Хареты на сегодняшний день - единственное крупное поселение кряшен, переселившихся в регион по столыпинской аграрной реформе, с однородным этническим составом.
В первое время после переселения кряшены жили в землянках. Старожилы деревни свидетельствуют о помощи местного населения - бурят - первопоселенцам. Кряшены нанимались в батраки в соседние бурятские улусы, за что буряты платили им продуктами питания, теплой одеждой, давали лошадей в аренду.
После того как кряшены обзавелись собственными хозяйствами, они приступили к строительству домов. Внешне жилища кряшен мало отличались от домов татарских переселенцев: жилище представляло собой деревянный сруб с пристроенными дощатыми сенями, стояло без подклета, окна, обрамленные простыми наличниками, не имели ставней. Отличие домов татарских переселенцев от домов кряшен заключалось в том, что кровельным покрытием у последних часто служила солома. Соломенные снопики крепились к обрешетке, толщина покрытия составляла 40-50 сантиметров. Такой способ покрытия жилищ использовался кряшенами в метрополии. Отсутствие пил и навыков изготовления дранки объясняет применение такого не подходящего для условий Восточной Сибири кровельного материала.
Внутреннее убранство домов кряшен представляло собой синтез тюркской и русской традиций в оформлении интерьера. К первой относится наличие в доме печи со вмазанным котлом- кузамбля, широких нар вдоль стен. В дневное время кряшены на татарский манер не застилали постель, а собирали перины и многочисленные подушки в угол, так что постельные принадлежности почти касались потолка. Из украшений были характерны яркие полотенца, рушники.
К заимствованной кряшенами у русских православной традиции в оформлении интерьера относится наличие красного угла с иконами, обрамленными рушниками. В отличие от домов татарских переселенцев жилище кряшен не разделялось поперечной перегородкой или занавеской, а представляло собой единое неделимое пространство, лишь спальное место занавешивалось чаршау (занавеской).
Из необычных усадебных построек кряшен в деревне Хареты были обнаружены землянки, служившие жилищем для первопоселенцев, а позднее использовавшиеся в качестве стаек для мелкого скота. В остальном надворные постройки не отличались от соответствующих компонентов инфраструктуры усадеб татарских переселенцев. К сходству кряшен и татар можно также отнести основные и подсобные отрасли хозяйства, способы обработки земли, выращиваемые культуры, хозяйственный инвентарь, промыслы.
Традиционная одежда и украшения переселенцев-кряшен во многом были идентичны одежде и украшениям татар (похожими были платья, рубахи, камзолы, нагрудники и перевязи, расшитые манетами). К особенностям одежды кряшен можно отнести отсутствие некоторых типов головных уборов (тубэтэй, кэлэпуш, калфаки, камчат бурек), которые, видимо, воспринимались как мусульманско-татарские.
В пище переселенцев-кряшен, как и в других элементах материальной культуры, проявляется много общих с татарами черт. Основу питания кряшен составляли мучные и крупяные изделия. Любимыми мясными продуктами были баранина, говядина, домашняя птица. Молочные продукты кряшены в основном употребляли в переработанном виде, в качестве сливок, творога, простокваши. К праздничным угощениям относился традиционный татарский чак-чак, пирог бэлэш. К основным отличиям традиционной кухни кряшен можно отнести использование ими в пище крови животных, что было недопустимо в кухне татар-мусульман, наряду с употреблением спиртных напитков - пива (сэара), самогона.

всю монографию можно скачать на http://mirknig.com/knigi/history/1181756751-etnokulturnoe-nasledie-stolypinskih-pereselencev-predbaykalya.html

этнография, Иркутская губ., керәшеннәр

Previous post Next post
Up