Фоторепортаж о крымских татарах

Dec 02, 2014 11:22

Оригинал взят у zyalt в Крым: как живет полуостров с Россией
Мой друг, замечательный фотограф, Денис Синяков, недавно вернулся из Крыма, где снимал большую историю про крымских татар. Важно, это только один эпизод из жизни Крыма, по нему не стоит составлять общей картины о жизни всего полуострова. Далее текст и фотографии Дениса:





Я часто ездил в Крым, особенно в не сезон. Работал там, конечно, и весной этого года. Видел блокированные "ополчением" и российскими войсками украинские воинские части, их блокированные военные суда, перекрытую севастопольскую бухту, ликование на улицах Севастополя с Симферополем, крымских татар, протестующих каждую субботу стоя вдоль дорог у их деревень.



Я почти уверен в том, что прежний Киев делал слишком мало для Крыма в прежние годы, и вместо диалога с его жителями во время Майдана, предпочел пустить все на самотек, оказав Кремлю неслыханную услугу.



Чтобы понять как обстоят дела у самих фермеров, большинство из которых крымские татары едем в село Советское.
Встречаем фермера Османа у сухого канала, заросшего высоким камышом, на краю его поля.



«Все лето по два часа качали помпой воду на полив со дна этого канала, три ждали, чтобы снова наполнилась лужа. Не было в этом году воды. Капуста вот не завязалась, а морковное поле, вон с проплешинами. Уберем конечно, что есть, хотя бы вложенное отбить,» - рассказывает он.



Поехали на главный водоканал вдоль трассы на Феодосию.

«Вот странно, вчера еще не было воды в этом главном водоканале ведущему в Феодосию, а сейчас он наполовину заполнен. Из подземных источников качают, чтобы город питьевой водой обеспечить. А второстепенные каналы, ведущие на поля закрыты шлюзами, а те заварены намертво. Чтобы и соблазна не было качать из них воду на полив»



Думает Осман, что в следующем году засеет поля культурами, которые не нуждаются в ежедневном поливе.

Крымские татары

Большинство крымских татар опасается общаться с журналистами, и для этого у них есть весьма серьезные причины. Именно они, своим большинством не поддержали референдум и, разумеется, не верят в 96% «За присоединение Крыма к России».

Самих крымских татар около 350 тысяч и они считают себя коренным населением Крыма. Они и признаны коренными, но только не получится подать документы, скажем, на татарском языке.  И в парламенте они представлены единицами. Главное их требование - провести квотирование кресел в парламенте, так как при обычных выборах им не получить кресел. Исторически сложилось, что за крымских татар будут голосовать только крымские татары.

В каждой их семье помнят ужасную депортацию 1944 года, когда их, около 190 тысяч погрузили в теплушки и вывезли в Среднюю Азию. Почти половина из них умерла от голода и жутких условий. Возвращаться они стали только в конце 80-х, и это не было легким путем назад. Были и "поляны протеста", и стычки со спецназом СССР, и годы жизни в сараях без электричества и тепла и дальнейшая легализация захваченных земель. Другого способа получить землю не было, говорят многие из них. В их старых домах уже 40 лет жили русские, а землю никто не продавал.



СССР при Горбачеве брал курс на демократию, гласность и началась Перестройка. Он регулярно встречался с Гельмутом Колем, где вопросы прав человека широко обсуждались и мониторились. Так многие крымско-татарские активисты, принимавшие участие в кампании за возвращение крымских татар домой, и по которым ранее были возбуждены уголовные дела, выходили из тюрем. Тогда героем стал, к примеру Мустафа Джамилев, советский еще диссидент, лично знавший Сахарова.



Лени Велиева, 77, крымская татарка, в горшочке выращивает хлопок, в память о хлопковых полях Узбекистана, куда была депортирована ее семья в 1944 году. В полях она проработала всю жизнь. А дочерей отдала заниматься хоккеем на траве. Спортсмены освобождались от сбора хлопка.



Ничего хорошего о Союзе крымские татары не помнили, и ничего хорошего не ждали от России сейчас, считая ее преемницей.



Кремль всю весну и начало лета делал попытки договариваться с Меджлисом (неформальным органом самоуправленя), с их лидером Мустафой Джамилевым, требуя от них хотя бы молчаливого признания присоединения к России, но потом сдался и стал действовать привычным способом.



Джамилева и Чубарова сделали невъездными в Крым. Главный их митинг в годовщину депортации 18 мая стал запрещенным и вместо сцены их встретили БТР и солдаты внутренних войск. Завели сотни новых уголовных дел.

Сейчас же Кремль пытается создать марионеточный новый Меджлис, лояльный себе. Нельзя сказать, чтобы у нового органа не было сторонников среди крымских татар, но их, по словам действующих членов Меджлиса, меньшинство.



Параллельно с этим власти пытаются разделить, казалось бы единое сообщество татар, выискивая и стравливая друг с другом умеренных крымских татар с опозиционно-настроенными, "соблюдающих" мусульман, салафитов, стороников Хизб ут-Тахрир и с традиционными мусульманами. Партия Хизб ут-Тахрир в России запрещена, но в Украине действовала совершенно легально. Именно она организовывало большинство религиозных мероприятий, митингов.



Под предлогом поиска экстремистской литературы проходят обыски у соблюдающих мусульман в домах, в медрессе и муфтияте. Головной офис Меджлиса в Симферополе закрыт, под предлогом того, что реконструкция исторического здания была произведена с нарушениями.



Формально, телеканалу АТР, главному адвокату крымских татар, чей офис во время «русской весны» защищали несколько сотен крымских татар от попыток захвата ополчением, разрешено все то же, что и раньше. Но рядовые сотрудники, без упоминания имен, признаются, что слова «оккупация» и «аннексия» недопустимы в эфире, фамилии Чубарова и Джамилева нежелательны, и уж точно их нельзя вывести в прямой эфир. Канал старается выживать в нынешних условиях.



Приехали в гости с Муслядину в его дом у горы Ай-Петри. Ему 54 года и он соблюдающий мусульманин, хозяйство у него свое, 8 коров.



То как обыск проходил в его доме - типичный случай. Пришли российские следователи в сопровождении вооруженного ОМОНа в масках. Семи еще не было. Сумерки. Корову он доил как раз.


- Подозреваем тебя в убийстве Беркутовца на Майдане,» - сказал следователь, как-то неуверенно.
- Заканчивайте этот цирк, - ответил тот- Вы же с обыском пришли, за литературой? - продолжил старик
Обыскивать стали дом. Изъяли все мусульманские книги, включая совсем безобидные, Аль Бухари зачем-то. Около 100 штук всего. Коран оставили. Начали в 7.40, закончили сильно за полдень. В протоколе время окончания обыска 7.45. За пять минут как бы управились.



- Великие знания в этих книгах. Вы хоть прочитайте на досуге, - предложил старик следователям.
Следователь зачем-то предложил сделать совместное фото, на память как бы. Отказался, и провожать к дверям не пошел. Однако, те вызвали его на улицу, через жену передав, что, мол, забыли ему сказать важное. Вышел он, а главный ему руку протягивает, мол, старик, не обижайся. Старик и пожал, невежливо уж совсем. И тут, ушлый, из окружения на Айпэд свой и снял. Ляжет теперь на стол их куратору протокол об изъятии литературы, мол сам отдал, даже приготовил, чтобы отдать. Пять минут же всего. Да и фотография того, как они мило прощаются.

Помимо обысков стали пропадать люди.

На сегодняшний день в Крыму пропало 7 крымских татар. Двое из них найдены мертвыми (первый еще до референдума).



Очевидной логики в похищениях нет, в том смысле, что пропавшие люди не всегда были активные борцы за свои права или несогласные с присоединением в России.



Так например, в сентябре пропали двое. Сын и племянник крымско-татарского активиста Абдурешита Джеппарова.


Завтра будет уже два месяца, как его сына, и его же племянника Джевдета, люди в масках силой запихали в синий, с поддельными номерами в минивен в 5 минутах ходьбы от их дома в Крыму.


Мы пьем кофе, сидя на полу его холодного дома. Печь он еще не топил. Кажется, он вообще не замечает ничего вокруг, тем более холода.


Он не плачет, вопреки моим ожиданиям. Сдержан, и верит в то, что его сын и племянник живы. Таких пропавших, молодых крымских татар уже семеро. Двое из них были найдены мертвыми. Аксенов гарантирует (сейчас это любимое слово в его лексиконе), что разберется, а Путин, после того, как ему о похищениях доложили правозащитники, сказал, что это недопустимо. Похищения как-будто прекратились.



Сейрана полгода назад похитили таким же образом. Затолкали в красную легковушку и увезли. Мать его, отец Исляма Абдурешит создали контактную группу и регулярно приходят на встречи с Аксеновым, но никакой подвижки в расследовании нет. Путин, высказался в том ключе, что похищения недопустимы.


Но все это породило тревогу и паранойю у крымских татар, и поэтому большинство из них на вопрос как вам сейчас, отвечают: «Выживаем»

Многие крымские татары признаются, что не хотят здесь кавказского сценария развития событий, когда у силовиков развязаны руки и любого можно легко представить радикальным исламистом. Ведь были уже попытки у людей близких к Кремлю представлять события так, как будто тысячи исламистов возвращаются в Крым из Сирии, где воевали против поддерживаемого Россией Ассада, с целью дистабилизации ситуации в Крыму. Мне думается, что отчасти из-за этого вежливые люди и появились.

Кырым

Previous post Next post
Up