ПРЕСТУПНАЯ ИГРА СОРВАЛАСЬ
1905 год. Бурно вздымалась деревня. В самые глухие «медвежьи» углы проникали революционные искры, революционная пропаганда. Дрожал трон, фабрикант, помещик и рядовой урядник в селе. Но много было сил у врага, не подготовился еще к решительным битвам рабочий и разрозненно действовала деревенская беднота. Революция тогда была задавлена. Мрачная полоса реакции. Годы расстрелов, ссылок, тюрем и порки. По всей стране рыскали царские шпионы, жестоко пресекая «крамолу». Зорко оберегали покой «самодержца» верные ему слуги.
Надежным слугой царю был и мулла Насыров из дер. Сауроши, Тюлячинской волости, ныне Арского кантона. В послужных списках охранки у Насырова значится два «достойных» его дела - донос на инициаторов воззвания в селе и активное содействие в ликвидации начавшегося в 11 году в Саурошах революционного брожения.
Революция каким-то образом сохранила Насырова. Больше того, до последнего времени он благополучно здравствовал. Правда, к великому прискорбию Насырова, ни царя, ни охранки уже двенадцать лет нет. Но это не мешало ему вести упорную борьбу с советами.
Да и компания у Насырова подобралась подходящая. Взять хотя, бы Садыкова, он был не только правой рукой Насырова, но и вторым, так сказать, лидером антисоветской группировки в Саурошах. Как это ни странно, Садыков до последнего времени состоял в партии и исключен лишь недавно, при чистке (в прошлом Садыков являлся кулаком и в 20 году руководил в дер. Ст. Ашит вилочным восстанием, лично организовав отряд в 200 человек). Каким образом мог пролезть подобный человек в партию - совершенно непонятно!
Садыков в чине начальника волостной милиции был как нельзя более кстати Насырову, Бикмухаметову, Богавееву, Хабитовой и прочим членам группировки.
Методы работы этой компании были весьма разнообразны. Тут и провокационные разговоры и антисоветские проповеди в мечети, и запугивание, и просто террор...
Однако, самая ожесточенная борьба началась в связи со слухами об организации колхоза. Это и понятно: ведь колхоз, как социалистическая форма организации сельского хозяйства, несет гибель кулаку... Мечеть превратилась в своего рода штаб антиколхозной борьбы. Созванное по инициативе ячейки собрание, посвященное организации колхоза, было сорвано кулаками:
- Не дадим землю!.. Подожжем!.. Убьем!..
А кулак Гимадеев дошел до того, что призывал «покончить» с секретарем ячейки - Давлетшиным. Весьма важная деталь, ярко характеризующая роль Садыкова: ему, как начальнику милиции, было сообщено о готовящемся на Давлетшина покушении, но Садыков не только не принял никаких мер, а даже скрыл самое заявление.
Не было принято мер и в связи с нападением на предвика и секретаря волкома партии около дер. Кибяк Хози нескольких, вооруженных вилами, неизвестных крестьян.
После упорной и длительной борьбы с кулачьем, руководимая партячейкой беднота к организации колхоза все же приступила. Явились землемеры и агрономы. Но Бикмухаметов решил сорвать землеустройство и подстрекал крестьян на то, чтобы не допускать землеустроителей до работы. Когда эта попытка сорвалась, в ход было пущено другое средство - в комиссию по землеустройству кулаки провели Гимадеева, а тот всячески тормозил землеустроительные работы и чуть было совсем не сорвал их...
Одновременно с этим кулаками ведется активная работа но выделению специального поселка (лишь бы не допустить организации колхоза). Устраиваются собрания, при этом выгоняется один кандидат партии:
- Без вас, коммунистов, обойдемся!..
Борьба вокруг колхоза все более и более обостряется. Насыров грозится в мечети:
- Придут китайцы - всех колхозников перевешают...
Из-за кулачья срываются одно за другим собрания по коллективизации. Некоторые колхозники почти на глазах у всех избиваются. В ход пускается и подкуп: под состряпанным кулаками заявлением об отказе от колхоза было собрано 32 подписи бедняков.
С целью расследования фактов антиколхозных выступлений, волостными организациями в Сауроши был послан Садыков. Съездил он и изрек:
- Никакого противодействия нет. Вот, если убьют, или подожгут, тогда другое дело...
Заслуги Садыкова перед кулачеством на этом не кончаются. Ведь, уговаривал же он своих подчиненных не принимать мер в отношении недоимщиков, советовал же он крупным хлебодержателям-кулакам: не беспокойтесь - не посадят: мест в тюрьмах не хватает.
Место все же нашлось и для Насырова с компанией, и для самого Садыкова. Просчитался в своей преступной игре - н сорвалось!
Главари сейчас уже держат ответ перед органами пролетарской диктатуры. Насыров уже расстрелян, другие тоже понесут соответствующее суровое наказание. Советская власть не может допускать того, чтобы классовый враг взрывал важнейшие участки строительства новой, социалистической деревни.
Кулак разоблачен. Основная масса бедняцко-середняцкого крестьянства активно помогает партии и рабочему классу поставить крест над кулаком. Но кулак еще не сбит со всех позиций. Ликвидировать его, как класс, экономически, конфисковав орудия и средства производства - в этом заключается наша боевая революционная задача на ближайший отрезок времени.
П. Иванов.
Дата: 19.01.1930
http://rt-online.ru/archive_old/145/10078811/