«Кзыл Татарстан» проверил работу рабочих библиотек при крупнейших клубах и предприятиях Казани. Проверка вскрыла безобразную картину.
Клуб имени Лозовского обслуживает завод N3 40 им. Ленина, где имеется солидный кадр татарских рабочих. Татарская библиотека при клубе едва ли даже заслуживает название библиотеки. Бее книжное ее богатство свободно может унести один человек в двух карманах. В библиотеке отсутствует литература по вопросам, настоятельно выдвигаемым сегодняшним днем (5-тилетний план, соцсоревнование, колхоздвижение и т. д. и т. д.).
Сотрудник «Кзыл Татарстана» поинтересовался, какие же выставки организует «библиотека» к кампаниям.
- Вот выставка к ленинским дням,- говорит библиотекарша, подводя сотрудника газеты к одному из щитов, где было выставлено несколько сильно потрепанных книг. Но-ни одной книги Ленина, ни одной книги - о Ленине здесь не оказалось.
- Где же сочинения Ленина?-удивился сотрудник газеты.
- Вот-уверенно ответила библиотекарша, ткнув пальцем в книгу Хузеева.
Библиотекарша, «от души» желая продвинуть книги к читателю, на более видное место выдвигает книги, которые, по ее мнению должен прочесть каждый. Такими произведениями, оказывается, являются «Тагир-Зюгра»-Фатхи Бурнаша, произведения Будайли, Садри-Джеляла, мистические рассказы, как например «Су-анасы» и т. д.
Почему так? Почему в татарской библиотеке клуба им. Лозовского путают Ленина с Хузеевым? Почему? Да просто потому, что работу в татарской и в русской библиотеке совмещает один товарищ, русский, который ни слова не знает по-татарски.
Татарская библиотека г. Зареченском Рабочем Дворце выглядит несколько счастливее. Но все же...
Во-первых, в каталоге оказались такие книги, как: Гаяз Исхаков-«Мулла Бабай», «Шакирт Абы», произведения Н. Думавы, Ч.А, Агеева и других.
- Нет, этих книг в библиотеке уже нет, просто забыли вычеркнуть,- суетилась библиотекарша, торопливо вычеркивая вредные книги.
Но некоторые из этих книг все же оказались в библиотеке.
Каждая библиотека вывешивает плакаты с перечислением книг, наиболее рекомендуемых к прочтению. В этой библиотеке на первом месте красовались книги Фатых Амирхана. Политических книг, книг о пятилетнем плане, о реконструкции хозяйства, о колхозном движении, произведений пролетарских писателей в списке не было.
Месяца полтора тому назад в библиотеке клуба завода им. Вахитова существовало такое положение, когда книги с «Бисмиллой» (начальная молитва), изданные в 1895 г., календарь за 1900 год, религиозный хлам, как например «Ильм-маариф-эм-ихтираг» Джанбаева, стихи Вакиф Джелаля, пропитанные национализмом-были в ходу, выдавались читателю. Теперь там новая библиотекарша. Хлам выброшен. Все же еще кое что подлежащее удалению остается: книги Саида Сунчелей, М. Будайли «Идель», Али Рахима и друг.
Библиотека Ново-Татарской слободы обслуживает тысячи кустарей, а за последнее время она начала обслуживать рабочих вновь строящихся и уже работающих меховых фабрик.
Библиотека богатая, имеет все новинки, двух работников. Но она находится в помещении, похожем на полуразрушенный хлев. Шум, гам, толкотня, жара, дышать нечем, противопожарной охраны нет. Работники инициативу не проявляют. Плакатов, рекомендующих книги для чтения-нет, выставок нет, советы читателям не даются, малоопытным читателям не помогают выбирать книгу, каждый берет, что попадется ему на глаза-поэтому усиленно читаются книги Будаили, Ф. Агеева, Саид-Супчелеи и т. д.- они еще не изъяты.
В таком положении татарские рабочие библиотеки в Казани, этому надо положить конец.
III пленум ОК дал директиву о плановой работе по подготовке татарского пролетариата. В этом плане библиотеки для татарских рабочих должны найти себе место.
Дата: 12.02.1930
http://rt-online.ru/archive_old/165/10080368/