Mar 26, 2014 16:01
Наряду с этим, в стране, как уже отмечено, издавна проживало несколько этнических меньшинств, которые в наши дни имеют статус «коренных» и гарантируемые благодаря этому соответствующие языковые и другие культурные и социальные права. К их числу отнесены саамы, цыгане, евреи и татары3.
<...>
Вторая религиозно-культурная общность Финляндии - татары, которых на сегодняшний день числится около 900 чел. Татары появились на территории Финляндии относительно поздно, только после ее вхождения в состав России. Есть архивные данные, свидетельствующие о том, что царские власти привлекали татар, как и цыган, для строительства крепостей - Бумазунда на Аландских островах, где даже сохранилось татарское кладбище, и для возведения Свеаборгской крепости на острове, лежащем близ Хельсинки. Предполагается, что татары-строители в основном вернулись на исконные места жительства, поскольку длительное время о них почти нет упоминаний.
Известно, что наряду с этим татары приезжали в Финляндию просто на рынки, торговать овощами и другой сельскохозяйственной продукцией, но со временем часть их осела в Финляндии. Уже в 1830 г. в Финляндии была основана первая татарская мусульманская община. Заметный приток татар отмечается в 1870-е гг. Это были в основном выходцы из Сергачского уезда Нижегородской области, так называемые мишари, этот этноним вошел и в научную литературу, но самоназвание мишарей, в том числе и финляндских, - татары11.
Однако в революционные годы примерно половина живших в Финляндии татар вернулась в родные места. Отчасти это было связано со стремлением вернуться в эти неспокойные годы «домой», отчасти с тем, что новые финляндские власти проводили политику высылки из страны российских граждан, и татары, будучи таковыми, опасались насильственных мер по отношению к себе. За период 1916-1918 гг. из Финляндии уехало до половины живших там татар12.
<...>
В суверенной Финляндии в определенной мере улучшилось положение тех меньшинств, которые раньше не имели прав на получение гражданства, в частности, по причине их нехристианского вероисповедания. Так, в 1920 г. был принят закон об их праве на получение гражданства, а в 1921 г. - закон о свободе вероисповедания. Эти законы были особо значимыми для евреев и татар и повлияли на их судьбы в дальнейшем.
11 См.: Народы Европейской части РСФСР. Т. II. М., 1964. С. 636.
12 Leiyzinger A. Suomen tataarit: vuosina 1858-1944 muodustaneen muslimiyhteisön menestystarina. Helsinki, 2006. S. 22 js.
Н.В. Шлыгина. Этнические меньшинства Финляндии: социальный статус и проблемы дискриминации (конец XIX - начало XX вв.)
Очерки о европейской идентичности и многокультурности: Сборник / Под ред. М.Ю. Мартыновой. М., ИЭА РАН, 2013. 480 с. ISBN 978-5-4211-0084-3
Финляндия,
Нижгар губернасы,
Сергач өязе