Новости из старых газет

Jun 10, 2014 17:43

04 декабря (21 ноября) 1910 года. Московские ведомости
КАЗАНЬ. Вера за деньги
Казанскому телеграфу (№5282) пишут из Чебоксарского уезда: Псаломщик из чуваш Лаврентий Григорьевич Можаров в августе сего 1910 года подавал своему епархиальному начальству просьбу об определении его в сан диакона, так как товарищи его уже давно священниками, а он и стихаря не имеет еще. Если его просьба не будет удовлетворена, то он, Можаров, грозит начальству переходом в мухамеданство. Октября сего 29 дня с.г. по содержанию этой просьбы было епарх. начальством предписано местному о. благочинному произвести дознание, на котором Можаров подтвердил свое прошение, восхвалив ислам тем, что татары очень щедры на деньги: так как он, Можаров нуждался в деньгах, то татары д. Карамышевой выдали ему ссуду 20 р. Действительно, татары-мусульмане не щадят денег на дело обращения инородцев в ислам, особенно из духовенства православной церкви. Это одно из сильнейших обстоятельств, содействующих успеху пропаганды. Теперь Можаров каждую пятницу ходит в татарскую дер. Карамышево (в 2-х вер. от Тюрлемы) для подготовки себя к принятию и присоединению к мухамеданству.

30 (17) июня 1910 года. Речь
НАМ ПИШУТ:
Из Саратова:
На верхнем базаре приехавший из Харькова союзник Маеров стал распространять союзническую литературу «К крестьянам о земле», среди татар-торговцев. Татары отказались брать эту литературу, посмеиваясь над ее человеконенавистническим содержанием. Союзник начал говорить о религии и ругать нецензурными словами Магомета, сопровождая свою циничную речь непристойными жестами. Татары возмутились и избили Маерова. За союзника вступились торговки-бабы, вступившие в драку. Явилась полиция, прекратила побоище, препроводив Маерова в участок, где составлен протокол о нарушении им тишины и оскорблении религиозного чувства татар.

03 июня (21 мая) 1910 года. "Русское слово"
Скупщики «живого товара» (По телеграфу от наших корреспондентов).
КАЗАНЬ, 20, V. В Свияжский и Тетюшский уезды с Кавказа прибыли скупщики «живого товара». В деревнях Руссаковой и Гакирчи бедными татарами проданы две девушки, четырнадцатилетняя - за 95 р. и семнадцатилетняя- за 150 рублей.

05 марта (20 февраля) 1910 года. Московские ведомости
КИЕВ. Размножение мечетей
Казанский Телеграф (№5061) отмечает обуявшую мусульман ревность к постройке мечетей. Магометанские приходы сильно дробятся и через это ухудшается положение мулл и муэдзинов, поэтому они начинают выступать против этой мании богатых мусульман.
В постройке мечетей мусульмане видят несомненное торжество мусульманства в России. В татарских газетах за неделю видное место занимают восторженнее статьи и заметки по поводу закладки мечети в Петербург.
Мусульмане, ободренные успешным исходом ходатайства о постройке мечети в Петербурге, стремятся построить мечеть и в древнем Киеве - матери городов Российских». По сообщению газеты Идэль, доверенные от 700 магометан обратились в киевскую городскую управу с прошением об отводе места под постройку мечети. Ходатайство это управа удовлетворила и бесплатно предоставила в распоряжение просителей мусульман место, стоящее 35 тысяч рублей, но с условием, чтобы постройка была произведена в продолжение трех лет.

24 (11) февраля 1910 года. Утро России.
Возвращение эмигрантов
(По телеграфу от нашего корресп.).
ЯЛТА, 10 февраля. Крымские татары, пользовавшиеся правом переселиться в Турцию без отбывания воинской повинности, но с воспрещением впредь возвращаться в Россию, массами эмигрировали накануне войны с Японией. Теперь Татары стали возвращаться из Турции на родину Ялтинская земская управа обратилась с ходатайством, чтобы этих эмигрантов не выселяли.

01 декабря (18 ноября) 1909 года. Русское слово
Приостановка высылки татар-эмигрантов
ФЕОДОСИЯ, 17, ХI. По ходатайству феодосийского земства, высылка вернувшихся из Турции татар-эмигрантов приостановлена. Товарищ министра внутренних дел С.Е.Крыжановский по телеграфу известил об этом Таврического губернатора, сообщив, что высылка татар приостановлена впредь до рассмотрения их ходатайства о праве жительства в пределах России. Губернатором сделаны по телеграфу соответствующие распоряжения местным властям.

27 (14) октября 1909 года. Голос Москвы
ВИЛЬНА. Проживающие в Западном крае дворяне из литовских татар возбудили перед советом главного управления по делам местного хозяйства ходатайства о причислении их в будущем земстве к лицам русской национальности.

08 сентября (26 августа) 1908 года. Русское слово.
СИМФЕРОПОЛЬ, 25, VIII. Открылся губернский съезд по вопросу о реформе татарской школы. Участвуют татарские учителя со всей губернии, а также представители татарского общества. Съезд признал негодность существующих мектебе и высказался за общеобразовательную школу.

16 (03) августа 1908 года. Сибирская заря
ГОРОДСКАЯ ХРОНИКА
В местных «Епарх. Ведомостях» №15 находим заметку местного миссионера свящ. Елисеева, утверждающего, что в Тюмени были случаи перехода в католичество татар.

23 (10) мая 1908 года. Русь.
(Отъ нашихъ собственныхъ корреспондентовъ)
КАЗАНЬ, 9. По распоряжению министерства внутренних дел четверо наиболее влиятельных здесь мулл высланы в Вологодскую губ. за пропаганду национализма среди татар.

31 (18) января 1908 года. Русское слово.
В судах
САРАТОВ, 17,I. В палате разбиралось громкое дело уральского ахуна Тухфатуллина, обвинявшегося в выдаче ложных документов о возрасте сыну для того, чтобы этот последний мог принять участи в выборах в Думу. Сын - редактор «Уральского Дневника» и трех татарских газет. Уральский суд приговорил отца на пять месяцев в крепость, а сына - лишению прав и арестантское отделение на год. Палата оправдала обоих.

18 (05) мая 1908 года. Русь.
СИМФЕРОПОЛЬ, 3. В Бахчисарае праздновалось 25-летие первой в Росси татарской газеты «Терджиман-Переводчик». Редактором основателем газеты Гаспринским получено 150 телеграмм и адресов. Учреждены в разных областях библиотеки и училища в память юбилея. На торжестве было до 5 000 народа.

мәчет, дин эшләре, Төркия, Киев, фәхишәлек, Саратов, Литва татарлары, Кырым, чувашлар, имамнар

Previous post Next post
Up