В. В. Трепавлов, А. В. Беляков. Сибирские царевичи в истории России. - Научное издание. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2018. - 496 с. ISBN 978-5-9500352-6-5
В книге рассказывается о судьбе династии Кучума - последнего татарского хана Сибири. После завоевания Ермаком Сибирского ханства, в течение XVII в. Кучумовичи пытались удержать власть над частью бывших подданных, противостоять новым правителям края, вступая в альянсы с калмыками и примыкая к антироссийским мятежам сибирских народов. В конце концов, борьба за реванш была ими проиграна, и большинство сибирско-татарских царевичей оказались в Московском государстве. Там они обрели почетный статус, подобавший особам «царских» кровей, и до начала XVIII в. находились в рядах высшей аристократической элиты России. Исследование основано на многочисленных источниках, в том числе редких архивных материалах. Для всех интересующихся русской историей.
Скромное название книги «Сибирские царевичи в России» дезинформирует читателя. На самом деле перед нами масштабная работа о том, как функционировало Сибирское ханство, как шло его присоединение к России, и о роли потомков последнего сибирского хана Кучума в русской истории.
1581 год. Казаки Ермака атакуют более многочисленную армию Сибирского ханства на Чувашском мысе. Исход сражения, по общепринятой версии, решает огнестрельное оружие. Обстрела московских пищалей не выдерживают сперва остяки, а затем и татарская конница. Чингизид хан Кучум бросает свою столицу Искер и отступает к Абалакскому городку. Одна из ханских жен, Сузге, несколько недель выдерживает осаду в крепости Сузгун-Сузге-Тура на правом берегу Иртыша. Потом она, взяв с казаков обещание, что они дадут ее людям уйти, и дождавшись, пока «ее соратники уплывут на судах по Иртышу», кончает с собой. Через год казаки вновь разобьют Кучума уже у Абалакского городка и хан отправится кочевать на юг. Все описанные события происходят на территории нынешней Тюменской области, в окрестностях Тобольска.
Всего через три года Кучум заманит Ермака в ловушку и убьет. Это почти реванш: казаки вынуждены оставить Искер, русские войска отступают в европейскую часть страны. Но Кучум не смог вернуть власть, через Урал шли все новые и новые подкрепления, а на берегах рек Западной Сибири начали расти русские крепости. Решающий бой состоится в 1598 году, уже на территории нынешней Новосибирской области. Перед этим Кучум совершит несколько набегов на новые русские города, в ответ из крепости Тара выйдет крупный отряд, который уничтожит сибирское войско. В сражении падут четыре царевича, шесть беков и десять мирз. Кучум погибнет чуть позднее, а России придется иметь дело с его потомками. Военные действия будут чередоваться с попытками договориться.
Книга Вадима Трепавлова и Андрея Белякова - ни много ни мало попытка рассказать о Сибири XVI-XVII веков, используя весь богатый инструментарий «тотальной истории». Тут речь пойдет про все аспекты жизни: про войну и про политику, про религию и про экономику, про быт и про хозяйство. Царевичи в названии лишь приманка, просто про потомков хана Кучума известно лучше. А так это действительно всеобъемлющее исследование. Но если изобретатели «тотальной истории» из французской Школы «Анналов» изучали Западную Европу с ее гигантским объемом источников, то их российским коллегам приходится довольствоваться скудной информацией. Есть летописи, но они могут быть неточны. Скажем, историки подвергают сомнению решающую роль пищали в победах казаков над татарами. Воины сибирского ханства сами имели огнестрельное оружие - правда, не в больших объемах. Но вряд ли они его пугались, как это зафиксировано в нескольких русских текстах, а потом не раз повторено историками.
Есть записи иностранных путешественников, но они тоже дают ограниченный объем информации. Сохранившиеся документы московских ведомств мало рассказывают о быте сибиряков, данные археологических раскопок также бедны, потому что после потери Искера и разгрома у Абалакского городка Кучум и его люди кочевали. В общем, эта тотальная история написана в очень сложных для историков условиях.
В книге две части: история войны русских войск с Кучумом и его потомками (написана В. В. Трепавловым) и рассказ о жизни сибирских царевичей в России (написана Беляковым). Слово «царевич» тут принципиально важное: Кучума, даже беглого, слепого, лишившегося войска и поданных, выпрашивающего у бухарцев снадобье для глаз, его московские оппоненты все равно именовали «царем». А за потомками Кучума - даже после того, как они принимали православие - сохранялся особый статус «царевичей», по сути равных по статусу Романовым. В реальности, конечно, все понимали, кто главнее, но кучумовичи в русской иерархии были выше других высокородных дворян. Они участвовали в приемах заморских делегаций и присутствовали на коронациях царей. Только уже при Петре они потеряют свой особый статус и будут «понижены» до князей.
С царским титулом Кучума связан еще один интересный казус: война между остатками армии ханства и русскими войсками постоянно прерывалась переговорами. Москва пыталась уговорить Кучума сдаться и перейти на ее сторону. Кучум в ответ просил вернуть ему то самое лекарство для глаз, которое надменные бухарцы все-таки отправили, но караван был перехвачен русскими войсками. Но тут интересно другое - статус Сибири в конце XVI века. С одной стороны, Иван Грозный считал себя «всея Земли Сибирские повелитель» еще в 1550-х годах, потому что Кучум считался данником Москвы. Борис Годунов в момент коронации напрямую не называет себя правителем Сибири, но в 1599 году заказывает себе в Европе новую корону - «шапку Сибирскую». То есть до самой смерти Кучума московские государи признавали за ним его право на Сибирский юрт. Перечисление «Царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский» войдет в официальный титул русского государя лишь уже при Романовых. Даже сына Кучума, Али, русские дипломаты соглашались именовать царем, хотя он был всего лишь опасным противником.
Сражения в Сибири продолжались большую часть XVII века, войска Кучумовичей нападали на крепости, в ответ русские войска атаковали татарские кочевья. Жертвами нападений Кучумовичей часто становились те же сибирские татары, которые приняли русское подданство. Но собрать крупную армию потомки Кучума не могли: даже то войско, что у них было, приходилось постоянно распускать, чтобы люди могли найти себе пропитание, построить временный лагерь на берегу какого-нибудь из многочисленных озер Южной Сибири и ловить там рыбу. Все, на что могли надеяться Кучумовичи, - так это на помощь соседних народов: ногайцев, башкир, казахов, калмыков. Тут история присоединения Сибири плавно перетекает в начало «Большой игры». Но об этом есть другие книги.
https://gorky.media/reviews/chingizidy-v-moskve-i-doma/