В сообществе уже представляли интересные проекты мечетей, которые сложно назвать типовыми в рамках Российской империи.
Это
Азимовская мечеть и
Соборная мечеть Перми. Хотя не исключено, что имелись и такие типовые проекты мечетей, как Пермская или Азимовская.
Казалось бы, что в России, где использовались шаблоны типовых проектов, а сами проекты мечетей осуществлялись не мусульманскими проектантами (архитекторами), их не могло быть в центральной части России и на Урале. Т.е в рамках ведения Оренбургского Духовного Магометанского собрания. Поскольку, для Бухары и Кавказа действовали заметные поблажки во многих аспектах, не только религиозного плана.
Всё же и для центральной части страны в Законе РИ предусматривалась возможность постройки мечетей не по Высочайше утвержденным образцовым чертежам 1844 года. Но в этом случае особые проекты должны были утверждаться местным губернским правлением, а в случаях особой важности в МВД. Для мечетей особых проектов в столице - Санкт-Петербурге, фасад такой мечети предоставлялся на усмотрение Государя императора.
Так было в букве закона - см. Законы Российской империи том 12, Устав строительный:
Нарушения исполнения Устава строительного каралось по Закону РИ, и в большинстве случаев штраф составлял по 200 руб для храмовых построек мусульманского и иудейского вероисповеданий:
При этом, суровость наказания за нарушение строительного устава была более жесткой, как ни странно бы казалось на первый взгляд для построек православных храмов. На самом деле просто блюли особо строгий порядок в этом деле, как для основополагающей идеологии империи.
Ну в кач-ве небольшого ликбеза законодательная часть об Оренбургском Духовном Магометанском собрании в Своде законов РИ - том 11: