Татарский, или, как называли его немцы, Волго-татарский легион, или легион "Идель-Урал", как его называли сами представители народов Поволжья, включал в себя татар, башкир, представителей народов Поволжья и Приуралья. Он был основан в конце июля - начале августа 1942 года. Реально знамя было ему вручено 6 сентября, и эта дата считается датой основания легиона. Там были соответствующие правила, было несколько волн пополнений.
1942 и 1943 годы были самыми пиковыми годами для создания этих восточных легионов. Практически все их базовые лагеря размещались на территории Польши. Постоянно происходили формирования. Были соответствующие правила, определенный распорядок. Надо отметить, что в легионах разрешалось создавать военное подразделение численностью не больше батальона - это примерно 900-950 человек. В составе этих батальонов было как минимум по 50-80 немцев.
В результате было создано восемь волго-татарских батальонов. Туркестанских, грузинских и армянских было больше. В итоге получилось так, что наиболее многочисленным оказался Туркестанский легион. По крайней мере, представителей поволжских народов, татар, башкир и других через легион "Идель-Урал" прошло, по самым примерным представлениям, около 20-25 тысяч человек.
- Само название легиона "Идель-Урал" имеет отношение к событиям 1918 года, когда в Казани, на 2-м Всероссийском мусульманском военном съезде 8 (21) января - 18 февраля (3 марта) 1918 года была принята резолюция о создании в составе России штата Идель-Урал, включающего в себя всю Уфимскую губернию, часть Казанской, Симбирской, Самарской, Оренбургской, Пермской и Вятской губерний?
- Скорее всего, это была определенная политическая игра, потому что этот лозунг уже, в принципе, остался в истории, когда в период Гражданской войны обсуждались вопросы национального строительства на территории Среднего Поволжья, создание штата или государства "Идель-Урал". Причем это было абсолютно не сепаратистское движение. Этот штат предполагался в составе Российской Федерации, то есть это не было отделением. Но, в конце концов, даже этого не дали создать большевистские руководители. Потом стал осуществляться более мягкий вариант. По ходу Гражданской войны, по мере усиления власти большевиков возникла идея создания Татаро-Башкирской республики. В конце концов, уже в 1920 году, совсем в других условиях была создана куцая и не полностью отражающая интересы татарского населения Поволжья республика - Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика, которая, к сожалению, включила в себя лишь четверть или одну пятую часть всех этнических татар. Даже при этом территории, на которых проживали этнические татары, почему-то оказались в других административных образованиях. Можно только догадываться, почему это произошло.
Большинство политических эмигрантов, которые имели авторитет в 20-30-е годы, по крайней мере, среди татарской политической эмиграции, к этой эпопее с созданием легиона "Идель-Урал" подключены не были. Дело в том, что немцы вообще весьма подозрительно относились к политическим эмигрантам первой волны. Получалось, что к созданию легиона были подключены "более надежные люди" из числа перебежчиков, из поздних эмигрантов, из каких-то других сфер, но никак не из тех, кто имел авторитет в 20-30-х годах. Это касается не только татар, но и многих других народов, например, среднеазиатской, кавказской эмиграции.
Поэтому Гаяз Исхаки, наиболее авторитетный политический лидер татарской эмиграции, который в 20-30-е годы неоднократно бывал в Германии и в течение десяти лет издавал в Берлине журнал "Новый национальный путь", закрытый в 1939 году, сам после 1940 года попал у немцев в немилость, под подозрение, его посчитали английским агентом. В то время Гаяз Исхаки находился в Турции, откуда пытался поддержать татар, которые оказались в немецком плену. Он неоднократно обращался к властям Германии с просьбой получить визу, но так ее и не получил. В Германию во время войны его так и не пустили.
Он как раз и был автором брошюры, которая вышла в Париже в 1932 году, называлась "Идель-Урал" и представляла собой политический манифест татарской эмиграции, видение эмигрантами будущего татарского народа. В этой брошюре и описывалось будущее татар в составе государства "Идель-Урал". Этот термин, в конце концов, и был положен в название этого легиона, хотя имя Гаяза Исхаки практически никогда не упоминалось.
В марте 1944 года в Грайфсвальде состоялся так называемый курултай или съезд народов "Идель-Урала", помпезное показное политическое мероприятие, организованное немцами, в котором участвовали около 200 делегатов. Там был принят ряд документов и создан "Союз борьбы тюрко-татар Идель-Урала". И там неоднократно подчеркивалось, что это татарское политическое движение в Германии, в том числе легион "Идель-Урал" - в определенной степени продолжение идей, которые еще в годы Гражданской войны пытались реализовать представители татарской политической элиты, когда боролись за свою государственность. Поэтому в какой-то степени можно связать название легиона с тем движением, которое было организовано в 1917-1918 годах.
- Искандер Аязович, а обещало ли германское командование легионерам в будущем, после победы рейха, какие-то территориальные национальные образования?
- Это важный вопрос. Дело в том, что сами представители политической эмиграции, которые участвовали в этом движении в годы Второй мировой войны, много говорили о том, что "у нас будет свое государство", что "немцы нам помогут создать свое государство" и так далее, но, сколько бы я ни искал, я ни разу не встретил ни в одном из выступлений, ни в одном из документов заявлений о том, что немцы, готовы дать государственность другим народам. Это была удивительная авантюра!
То есть получается, что немцы рассуждали о чем угодно: о свободе, о совместной борьбе против большевизма, о каких-то других абстрактных, туманных вещах, но ни в коем случае, никогда и никто, никакой чин, никакой политик ни разу не сказал об этом. Это была такая масштабная игра. Я ее называю блефом или авантюрой с немецкой стороны, потому что, сказать откровенно (и я нередко встречал это в документах), немцы представляли этих людей как "пушечное мясо", они должны были "залатать дыры", возникшие на Восточном фронте, "сберечь немецкую кровь". Буквально такие формулировки встречаются в документах. Здесь, конечно, цинизм абсолютно зашкаливает.
- Насколько активно использовались легионеры в военных операциях против советских войск?
- Это планировалось сделать в широких масштабах. Некоторые представители восточных легионов действительно оправдали свое предназначение - скажем, некоторые туркестанские батальоны, некоторые батальоны кавказских народов. Особенно активно они были задействованы в военных операциях на Восточном фронте во время летнего наступления 1942 года в районе Сталинграда. Но это не было масштабным явлением, это были отдельные эпизоды.
А волго-татарский легион "Идель-Урал" был создан позже всех остальных. Первый его батальон возник в начале 1943 года и был отправлен на борьбу с белорусскими партизанами. В апреле 1943 года он поднял в Белоруссии восстание и почти все легионеры перешли на сторону белорусских партизан, так что идея волго-татарского легиона изначально провалилась. После этого легион "Идель-Урал" близко не подпускали к району боевых действий. Они выполняли охранные функции, и охрана постов, мостов, саперные и строительные работы так и стали с тех пор основными занятиями легионеров.
К концу 1943 года стало ясно, что идея создания восточных легионов себя не оправдала, поэтому с немецкой стороны было принято "соломоново" решение: перебросить их во Францию. Но представьте себе, какая идея должна была воодушевлять этих людей? Идея борьбы с большевизмом, за освобождение Родины. То есть на Восточном фронте для них можно было подобрать какую-то идеологическую базу. А какую базу можно было подобрать для них, отправив их во Францию на борьбу с американскими соединениями? За что они там должны были проливать свою кровь? В конце концов, эта идея завершилась полным крахом.
- А какие взаимоотношения складывались у легионеров с армией генерала Власова?
- Отношения были специфичными. Армия генерала Власова создавалась как Русская освободительная армия, в ней не планировались какие-то национальные подразделения. Сам Власов, судя по некоторым его выступлениям, по некоторым публикациям, придерживался, я бы сказал, достаточно демократических подходов к национальному вопросу. Например, в одном из своих выступлений он высказался за полное право наций на самоопределение в будущей России, вплоть до отделения. В то же время он отметил, что верит в силу традиций, в силу связей этих народов с русским народом, в то, что рано или поздно эта вековая традиция сыграет свою роль, и эти народы будут вместе с русским народом.
- А какова была судьба членов волжско-татарского легиона "Идель-Урал" после окончания войны?
- 95% легионеров, а может, даже и больше были совершенно случайными людьми в легионах. Они не были по-настоящему врагами, многие пошли в легион только с одной целью: переждать, сохранить жизнь. И конечно, совершили ошибку. Нельзя их обвинять в том, что они стали предателями или фашистами. Любое преступление должно быть конкретно доказано в суде.
Судьба их во многом непростая. Те, кто остался жив и вернулся на Родину, из одного лагеря перекочевали в другой. Я не скажу, что их сразу расстреливали, но практически все они прошли через фильтрационные лагеря. Сохранились их дела, которые в 90-е годы были в открытом доступе. Я не успел поработать с ними в то время, но там их много - десятки тысяч.
Полностью:
http://www.svoboda.org/content/transcript/27689788.html