Этот материал уже появлялся в сообществе
http://tatar-ile.livejournal.com/41814.html со ссылкой на humus'a, но мне также, как и с предыдущими фотографиями, хотелось уточнить источник и дать информационную справку...
Я как-то пытался задать humus'y вопрос, почему он не называет источники? Ленинка и РНБ - очень часто. Это коллекционеры, это дарители, это хранители (библиотекари), это оборудование и сама работа по сканированию... Так он ничего членораздельного не выдал, но иногда стал давать ссылку на источник.
С другой стороны, сама Национальная мало что делает, чтобы как-то рассказывать об оцифрованных материалах... Не знаю почему... Но поработав в ней (как читатель) в прошлом году и постоянно обращаясь к электронной библиотеке РНБ, а также подписавшись на официальные новости, я прихожу к выводу, что они и менять ничего не собираются, а откровенных ляпов очень много - от качества сканирования до библиографического описания, и очень слабая работа в сетях по пропаганде и рекламе своей деятельности...
А ведь тот, кто берёт без ссылок и намёка на благодарность, и тот, у кого берут и кому и не нужно благодарности, ибо ему и самому материал не интересен (в противном случае, он бы на каждом углу рассказывал о своих удивительных находках), достойны друг друга, - подумалось мне...
Оригинал взят у
rbvekpros в
Минск. Чистое открытое письмо с изображением мечети... РНБМинск. [Изоматериал], Мечета [т. е. мечеть] : открытое письмо. - Минск губ : М.А. Рудерман, [1908?]. - 1 л. : фототип. ; 8,8х13,8 см
Другие ответственные лица: Рудерман, М. А. (издатель) -- Издатель;
Чураков, Игорь Павлович -- Бывший владелец
Язык: Русский
Примечания: Тип. номер: 08 7638
Экз. РНБ на шифре Э ОТ63/М622, Эм16554: на адрес. стороне штемпель: 5. Из коллекции И.П. Чуракова.
Источник:
РНБ
Минск. Татарская мечеть. [Изоматериал] : открытое письмо. - Вильна : издание А.И. Фиалко, [между 1904 и 1917]. - 1 л. : фототип. ; 13,8х8,8 см
Другие ответственные лица: Чураков, Игорь Павлович -- Бывший владелец
Язык: Русский;Polish
Примечания: Загл. также на пол. яз.: Mińsk
Изд. номер: № 104
Тип. номер: 99123
Экз. РНБ на шифре Э ОТ63/М622, Эм16553: из коллекции И.П. Чуракова. Источник:
РНБ
Мечеть
Находилась в Татарской слободе на перекрестке улиц Димитрова и Колхозной по адресу: ул. Димитрова, 41.
В Минске татары известны с начала XVI в. Они компактно проживали в северо-западной части города на землях когда-то принадлежавших Свято-Духовскому монастырю. Затем эта территория была выкуплены татарским старейшиной Салиманом. По просьбе Салимана в начале XVI в. (вероятнее всего в 1599 г.) на землях Воскресенской церкви была построена первая татарская мечеть. Она была деревянной и стояла на территории, принадлежащей Воскресенской церкви. 26 января 1617 года минский кашталян Пётр Тышкевич подтвердил права мусульман на мечеть и выделенный участок земли.
Деревянная мечеть имела мужское и женское отделения, разделенные между собой металлической оградой. Внутреннее убранство было скромным: пол была застлана зеленым сукном, в мужском отделе находился церемониальный балдахин, на стенах висели высказывания из Корана, а вдоль стен стояли скамеечки для верующих. Каждое отделение имело прихожую, где мусульмане оставляли свою обувь перед входом в молельный зал. В той мечети не было минарета, поэтому муэдзин созывал верующих на молитву, стоя на крыльце.
В 1890 году строительное отделение Минского губернского правления дало разрешение построить в Минске на месте старой деревянной мечети новую каменную соборную мечеть. На протяжении десяти лет шёл сбор денежных средств на строительство мечети, был разработан проект новой мечети, который был одобрен городскими властями 18 апреля 1900 года. Старую мечеть верующие разобрали на драгоценные реликвии и разнесли по домам. На протяжении года новая мечеть была построена и в 1901 г. начала функционировать.
25 октября 1902 г. в 12 часов дня состоялось "освящение" (торжественное открытие) "нововыстроенной на Татарской улице каменной магометанской мечети"."Это было красивое каменное здание, "выстроенное в византийском стиле по плану инженера-архитектора Соловьёва, отличаясь изяществом и скромностью архитектуры, по своему внешнему виду является одним из лучших сооружений в г. Минске", отмечала газета "Минский листок". Это было красивое каменное строение с большим центральным куполом и прямым, высоким многоэтажным минаретом.
Белые оштукатуренные фасады храма были украшены и имели двери и окна полукруглой формы. Крыша храма была покрыта жестью. Территория вокруг мечети имела высокую глухую деревянную ограду и кирпичные главные ворота. После открытия минская мечеть стала одним из известных памятников архитектуры г. Минска и была отражена на многочисленных почтовых открытках начала ХХ века.
Мечеть пережила страшные 30-е годы, когда много культовых памятников Минска было уничтожено. С 1936 по 1941 гг. мечеть была передана под продовольственную базу Белорусской конторы "Гастроном". С 1942 по 1944 гг. в мечети проводилось богослужение.
Однако, в соответствии с решением горисполкома от 28 июля 1949 г. "О роспуске мусульманской религиозной общины в г. Минске, закрытии мечети и передаче её Добровольному обществу содействия Флоту (ДОСФЛОТ)" мечеть была окончательно закрыта. Здание мечети было передано ДОСФЛОТ с правами переоборудования под учебный центр (так как не состояла на учете архитектурных памятников Белорусской ССР).
Правда, у верующих еще теплилась надежда. В ноябре 1949 г. татарское население города направила письмо лично Сталину, которое подписало 163 человека. В письме просили вернуть мечеть верующим. Прошение, известное дело, до Сталина не дошло, а все проблемы были решены на месте быстро и бесповоротно. В сентябре мечеть была закрыта, затем через несколько дней была снята с мечети эмблема магометанской церкви и вывезено культовое имущество, которое было национализировано и передано в распоряжение Минского городского финансового отдела.
В 1962-м году магометанский храм с 32-метровым минаретом, вернее, то, что от него осталось, был уничтожен. Почти на его фундаменте был построен ресторан гостиницы "Юбилейная" (если быть точным, на месте мечети сейчас находится пешеходная зона и фонтан перед рестораном).
В 70-х годах ХХ века был варварски разрушен мазар (татарское кладбище) в Минске. На месте мазара разбили сквер. Сохранилась только одна могила - Х.М.Александровича - активного участника минского антифашистского подполья.
Из воспоминаний Тамары Русакевич: «Я приехала в Минск после окончания института в 1972 году и проживала на улице Вилейской (нынешней Татарской) как раз напротив Татарского кладбища. Захоронения на нем уже не проводились, но никаких разрушений на кладбище еще не было, были красивые вековые сосны и татарские характерные надгробия с полумесяцем. Снос кладбища начался не ранее 1974 года, но скорее позже, точнее сказать не могу. Было дано объявление в газете о ликвидации кладбища и возможности перезахоронения. После этого началось перезахоронение: на протяжении длительного времени с кладбища в маленьких гробиках перевозили останки своих близких те, кто имел для этого средства и возможности, или у кого имелись родственники. Зрелище было жуткое - вереницы маленьких гробиков. Очень много могил осталось на кладбище без перезахоронения. Далее были спилены сосны, бульдозер выравнял территорию, переворачивая и прессуя в землю надгробные плиты. Был разбит сквер, посажены березки, которые все до единой засохли при первой посадке. Первые годы в этот сквер никто не заходил».
В начале 1990-х годов началось возрождение мусульманских религиозных объединений в Беларуси и в Минске в частности. Первый проект возрождения мечети был выполнен в 1992 г. Городские власти выделили участок земли 0,7 га в районе улиц Грибоедова и Татарской на бывшем татарском кладбище (кладбище сравняли с землей бульдозерами в начале 1960-х). Строительство мечети планируется начать в 2004 году на средства Всемирской исламской лиги "Рабита" и спонсоров из Саудовской Аравии.
Согласно архитектурному проекту, мечеть будет представлять собой сооружение 24 на 24 метра, высотой 12 метров, рядом будет построен минарет. В цокольном этаже мечети разместят музей исламской литературы, библиотеку, два учебных класса, зал для собраний на 120 мест, а также помещения для омовения перед молитвой".
Источник: статья без подписи -
http://minsk-old-new.com/minsk-2729.htm