Кольчуга и шлем, подаренные татарином Илигеем Преподобному Далмату (фото 1912 г.)
Судя по материалам из епархиальных ведомостей Далмат был татарского происхождения по матери. А татарский князь Илигей хотел умертвить, поселившегося на его землях племянника-отшельника Далмата,
но что-то пошло не так, и в итоге увидев страшный сон, подарил ему свою кольчугу и шлем, а самое главное - землю для будущего монастыря.
Ок. 1644 г., стремясь к уединению, Д. покинул обитель (архим. Исаак писал, что Д. не захотел принять предлагавшуюся ему должность строителя в Богоявленском монастыре) и поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, называвшемся Белое Городище. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, сдававшему их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать Д. Архим. Исаак сообщает, что сначала святой примирился с Илигеем благодаря тому, что «причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре его», сказав: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». Во 2-й раз преподобного спасло чудо: осенью 1645 г. Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтобы изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руке повелела не только не обижать Д., но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал преподобному владения на Белом Городище. В 1651 г. монахи Далматова мон-ря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя от 17 мая 1659 г. были установлены границы монастырских владений.
http://www.pravenc.ru/text/168654.html Татары, кстати, судя по церковным источникам, как то очень легко отказывались от своих земель, то ли
из-за услышанного колокольного звона, то ли от увиденного сна.
А по поводу татарским ли был этот шлем или нет, а также прочитать о восстаниях татаро-башкир на Урале в XVII в. - в
интересной статье в pdf.
Дополнение от 10.02.2016:
Монастырь оказывается был "верным стражем русского Зауралья против набегов дикой орды и в колонизации края играл роль центрального пункта вокруг которого начали селиться русские пришельцы". И здесь приводятся размеры земли которые татарин "отдал в пользу монастыря".
"Екатеринбургские еп. ведомости" за 1913 г.