Leave a comment

rustem_akhunov January 27 2016, 14:45:52 UTC
Даже на этих неполноформатных фотографиях можно заметить присутствие кирпичных клейм на фасаде мечети. Местами там их много. Преимущественно на клеймах литеры АР, быть может имеют отношение к архитектору Романову, проект которого использован при возведении этой мечети?
И вновь дополню. Всё же в основе проектов городских мечетей центральной части Российской империи чаще всего адаптированные прототипы арх.проектов православных храмов. Поскольку здесь все архитекторы мечетей были христианской конфессии. Всё же проекты мечетей периода ханской Казани брали за основу культовую архитектуру Османской империи.
А в РИ, у православных архитекторов конечно же ориентировалась на известные им традиции, но с учетом требований ислама. Потому манара, несколько напоминающая многогранную колокольню, всё же выполняет предназначенную функцию для призыва прихожан азаном. И ориентировка здания мечети, и соответственно михраба на Кыблу, и как следствие вся внутренняя планировка - несомненно соответствуют всем требованиям ислама.
В бурнаевской мечети михраб достаточно интересный, но заметно тронутый временем. Во всяком случае таким он был, когда фотографировал его там пару лет назад.
Да, выходцев из стран ближн. зарубежья там много.

Reply

byltyr January 28 2016, 07:27:22 UTC
кстати, автор нескольких книг по архитектуре татарских мечетей Нияз Халит нашел совпадение минарета Бурнаевской с минаретом одной из египетских мечетей.

Reply

rustem_akhunov January 28 2016, 15:57:00 UTC
Очень даж может быть. Но не стоит забывать о влиянии Византии на культовую архитектуру Бл.Востока и Малой Азии. А уж все эти купола у мечетей и прав.храмов точно оттуда. О Первоначальной архитектуре мечетей надо читать в старой тоненькой книжке (брошюрке) Н.Халита, каж-ся 1991 г. выпуска.

Reply

byltyr January 29 2016, 06:47:30 UTC
Кстати, жаль что у татар не проявилось влияние среднеазиатской-персидской архитектуры, несмотря на давние культурные и торговые связи. Сколько татарских мулл училось в Бухаре!

Reply

rustem_akhunov January 28 2016, 16:03:45 UTC
Вот, Азат, сравни декоративные архитектурные элементы основания бурнаевской мечети под минаретом и подобное место старого православного храма казанской епарх.

http://forum.nashtransport.ru/uploads/1331744482/gallery_18706_2359_394357.jpg

Подобные элементы присутствовали на ц.Кирилла и Мефодия по Муратовской ул.(ныне ул.Лесгата) и у др. прав.ц. такое можно найти. Повторяю, архитекторы в Казанской губ. были христианского в/и.

Reply

byltyr January 29 2016, 06:42:26 UTC
да, Рустем, некоторые общие черты имеются.
Помнится, кстати, Фандас Сафиуллин критиковал архитекторов Кул Шарифа - дескать убрав минареты, мы получаем визуально православный храм.
Что делать собственной татарской архитектурной школы так и не появилось.
Разве что есть определенная характерность в деревянных сельских мечетях.

Reply

rustem_akhunov January 29 2016, 09:22:59 UTC
Не общие, а полусферы с козырьком увенчаным по центру зубчиком, достаточно распространённая деталь правосл.храмов.
С критическими замечаниями Фандаса Сафиуллина не знаком. Но вообще-то при проектировании Кул Шариф старались держаться канонов Ближневосточной и Османской традиций. Которые в свою очередь архитектурные идеи заимствовали у той же Византии, другого то ничего не было. Хотя в странах Магриба и мусульманской Испании имелись свои весьма отличительные формы, как имелись свои особенности и в Ср.Азии, Кавказе...

Алжир, Баку, Бухара, Тунис, Каир, Иран, Палестина, Стамбул:




























Reply


Leave a comment

Up