Яруллина, одна из первых авиаторов татарок, 1935 г.

Jul 22, 2015 00:53

Оригинал взят у rustem_akhunov в Яруллина, первая женщина-пилот нашего края


Сотрудница ТЦИКа Сания Яруллина оказалась самой первой женщиной-пилотом Татреспублики. Местные газеты даже утверждали, что С.Г.Яруллина - первая женщина аэронавт в СССР. Пусть последнее утверждение весьма спорное, но в нашем крае она была действительно первой.

Тридцатые годы ХХ века были для СССР эпохой широкого привлечения молодых кадров в наиболее перспективных направлениях деятельности способствующих развитию и укреплению потенциала страны. Авиация, как развивающаяся, технически инновационная отрасль, на тот момент являлась одним из флагманов таких перспективных направлений. Государство на счёт подобных направлений имело широкие планы. Серьёзное внимание стали уделять воспитанию будущих кадров для таких перспективных отраслей. Велась активная пропаганда развития технических видов творчества среди подрастающего поколения, стране требовалось растить грамотную смену.



Пионер Б.Куляшов, демонстрирует
свою авиамодель. Казань, 1935 г.

Со школьных лет пробуждали интерес к авиации, развивая широкую сеть авиамодельных кружков. Для более зрелого юношества имелись школы планеристов. В ряде крупных городов имелись аэроклубы. Безусловно, такая массовая подготовка кадров предполагала и цели оборонно-военного характера. И кружки авиамоделизма, и школы планеристов были тесно связаны с Осоавиахимом - весьма серьёзной военизированной общественной организацией общегосударственного статуса. Республиканское подразделение Осоавиахима - Татосоавиахим кроме привлечения людей непосредственно призывного возраста, занимался и снабжением авиамодельных кружков при пионерских организациях и школах Татреспублики. Расчёт за авиамодельное имущество и его получение осуществлял Татснабосоавиахим (отдел военно-наглядных пособий), располагавшийся по адресу ул.Баумана, 55. За пределами Казани - в Чистополе, Мензелинске, Бугульме, Тетюшах и Наб.Челнах, это осуществлялось через Межрайсбыт.



Занятия в авиа-
модельном кружке



Юные авиамоделисты выступают
с приветствием - рапортом на
областной конференции, 1934 г.

В 1932 году была организована школа летчиков-планеристов Татосоавиахима, возглавляемая начальником школы тов.Шашабриным. К началу 1934 года было подготовлено 124 пилота-планериста, из них 32 инструктора. Выпущенные школой инструктора, в свою очередь организовали 14 летно-планерных кружка и 2 станции уже в рамках республики. С.Г.Яруллина завершила обучение в этой казанской школе пилотов-планеристов летом 1933. Летала в воздухоплавательной группе. Совершила на аэростате несколько полетов продолжительностью по 3-4 часа каждый. Продолжила совершенствование своих аэронавтических навыков в казанском аэроклубе. Уже будучи курсантом аэроклуба, 10 марта 1934 года совместно с другим курсантом аэроклуба Е.Н.Жилиным, она совершала агитполет «Красная Татария» по районам Татреспублики, на аэростате. Агитполет был организован редакцией газеты «Красная Татария» совместно с Татосоавиахимом. Причём, управление аэростатом оба курсанта взяли на себя по собственной инициативе. Жилин, работал в аэропорту и ещё до обучения в школе планеристов и аэроклубе, летал на аэростате в воздухоплавательной группе Татосоавиахима. Аэростат агитполета был снабжен листовками, макетами для колхозных бригадных газет, и т.п. В подготовке аэростата к полёту активное участие принял ещё и третий курсант аэроклуба Н.И.Елисеев, являвшийся слесарем трампарка. Также как Жилин и Яруллина, он обучался в аэроклубе без отрыва от производства.

Несомненно, будучи выпускниками школы планеристов и курсантами аэроклуба Яруллина и Жилин хорошо владели техникой полета на аэростате. Это был не первый их совместный полет. Ещё 18 февраля 1933 года на аэростате малого объёма ВР-11 (вместимостью 500 куб.м.) они продержались в воздухе 5 часов, покрыв расстояние около 700 км. Посадку проводили в сложных условиях ночью, за линией Пермской железной дороги, в 150 км от ближайшей жд станции. Но полет и посадка были совершены вполне успешно, без единой поломки.

Казанский аэроклуб был организован весной 1933 года. Он также патронировался Осоавиахимом, кроме того шефство над ним взяла N-ская авиачасть. С.Г.Яруллина оказалась в числе первых курсантов казанского центрального аэроклуба. Будущие молодые пилоты с энтузиазмом овладевали теорией и практикой пилотажа. Каждый выходной день в порядке практических занятий, они совершают учебные полеты на аэропланах на Арском поле. Сначала было трудно летать в зимних условиях, - говорила С.Яруллина, - не всякому под силу подниматься на машине на высоту 600-800 метров, где вас обжигает леденящий ветер. Часть слабых отсеялась, но зато те, кто остались, занимаются с огромным интересом и воодушевлением. Уже ни пурга ни ветер не могут удержать молодых энтузиастов пилотажа от борьбы за овладение летным мастерством.

Крепла летная база казанского аэроклуба. 27 февраля 1934 года на IV съезде ударников-изобретателей и рационализаторов в Татарском академическом театре, казанскому аэроклубу был передан новый самолет «Изобретатель Татарстана». В январе 1935 года состоялся первый выпуск казанского аэроклуба.



За отличную учёбу Соня Яруллина премирована
ЦИКом АТССР путёвкой на курорт. Фото Мясникова

В числе лучших оказалась и курсант С.Г.Яруллина. 11 января 1935 года, в ознаменование первого выпуска пилотов летчиков-комсомольцев, успешно окончивших обучение летной школы Казанского центрального аэроклуба, без отрыва от производства, Президиум ЦИК АТССР издал постановление. Оно в частности предписывало предприятиям и учреждениям г.Казани, где выпускники состоят на работе, обеспечить им месячный отпуск. А профсоюзам организаций рекомендовано обеспечить выпускникам места в в домах отдыха. Начальник казанского аэроклуба тов.Павлов, этим же постановлением был награжден грамотой правительства АТССР и красными штанами с лампасами. Просто грамотами были награждены командир звена летной части тов.Ефимов и инструктор-летчик тов.Литвинов. Отдельным пунктом постановления выпускаемый аэроклубом летчик-пилот тов.Яруллина награждалась посылкой на курорт (так в документе) от ЦИК АТССР. Кроме того, удовлетворялось ходатайство коллектива аэроклуба и комсомольских организаций Татреспублики о присвоении аэроклубу имени 15-летия Татарского комсомола. В том же году имя отважного пилота, комсомолки-татарки Сони Яруллиной стало известно за пределами Татреспублики.

Однако, вы не найдёте сведений о Сание Яруллиной в вышедшем недавно из печати 6 томе (литеры У-Я) Татарской энциклопедии, увы.

На основе публикации Рустем Ахунов, 14 апреля 2012г.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Материалы фондов НА РТ:
  • Шашабрин, Бичурин, Гарненко. Выпущено 124 пилота-планериста. 1934.

  • Организуется агитполет аэростата «Красная Татария». 1934.

  • О выпуске пилотов летной школы казанского центрального аэроклуба. 1935.

  • Четыре года шефства на авиацией. Рабочие - пилоты, планеристы и парашютисты у тов Байчурина. 1935.


Казан

Previous post Next post
Up