30 лет назад, 4 декабря 1984 г. в Казани тиражом 15 000 экз. в Татарском книжном издательстве была подписана в печать книга казанского писателя Рамзи Илялова «Батыр уходит в легенду» (документальная повесть о первом российском чемпионе по боксу Нуре Алимове). С книгой этой я в 1985 г. познакомился в Казани в не самый лучший период своей биографии: несколько месяцев лежал в стационаре ДРКБ - Детской республиканской клинической больницы, что на Оренбургском тракте. Больничная библиотека в нашем отделении была очень скромной, и всё, что там можно было прочитать, я уже прочитал. Была там и книга «Батыр уходит в легенду». Не помню, чтобы повествование вызвало во мне какие-либо особые эмоции: книга как книга, читается легко, но мне четко запомнились эмоции, испытанные в тот момент, когда на страницах книги появилась Елабуга - восторг и удивление, смешавшиеся воедино от осознания того, что известнейший боксер был когда-то тесно связан с МОИМ городом. Потом я купил эту книгу для себя, и она куда-то затерялась, причем затерялась она уже в Елабуге (может, кому дал читать и мне ее не вернули?). Пришлось обратиться к услугам Центральной городской библиотеки, где эта книга без проблем обнаружилась. Перечитал ее с желанием вспомнить себя того - мальчишку из 1985 года, лежащего в Казани в больнице: ничего, кроме собственно палаты и белых халатов, почему-то не вспомнилось. Зато читал с особым вниманием, ища упоминание Елабуги (словом, читал как краевед). Нашел Елабугу и, надо отдать должное автору - Рамзи Ибрагимовичу Илялову - узнал о Нуре Алимове очень много нового и интересного (сведения о нем в интернете в той же Википедии минимальны, причем нет точных сведений ни о дне его рождения, ни о дате смерти: тут даже годы указывают разные - 1964 или 1968).
Нурмагомет Алимов родился в Москве в 1892 г. в бедной татарской семье выходцев из села Петряксы (ныне Пильнинский район Нижегородской области), перебравшихся в Москву в надежде на заработок. Мать была ткачихой, а отец - грузчиком. Уже в свои 10 лет Нур, работая курьером у купца, сам зарабатывал на хлеб. Купец из Москвы перевел контору в Нижний Новгород, являющийся крупнейшим торговым центром, и ему нужно было первому узнавать о прибытии на знаменитую нижегородскую ярмарку оптовых покупателей. Нур за малую плату обходил гостиницы города по нескольку раз, чтобы доставлять списки прибывавших торговцев своему работодателю. Спал в такие дни мальчик 3-4 часа. Интерес к боксу, перешедший в страсть, у Нура Алимова проявился в Нижнем Новгороде, где ему особенно нравились турниры борцов-чемпионов. В 15 лет он стал активистом традиционных московских кулачных боев на льду в бедном районе Дорогомилово, где его за смуглую кожу и черноту волос прозвали «Кара-малай» (в переводе с татарского «черный мальчик»). В 1911 г. Кара-малай впервые участвовал в Москве в международном матче по боксу и добился превосходных результатов, послав в нокаут сильнейших соперников. Серию перипетий биографии Кара-малая пропущу, отметив особо, что весной 1918 г. он был назначен командиром I-й мусульманской дружины, а в мае 1918 г. избран командиром I-го мусульманского социалистического полка. Фронты Первой мировой и Гражданской войн ни в коей мере не отвлекли боксера от спортивной жизни: он тренировался сам, тренировал других и постоянно участвовал в боксерских боях.
Дальнейшие штрихи биографии Кара-малая рассмотрим благодаря повести «Батыр уходит в легенду». Согласно повествованию, Нур Алимов осенью 1918 г. «в одночасье слег<…>, совсем обезножив». Друзья Алимова тогда стали вспоминать историю про богатыря Илью Муромца, «будто проведшего сиднем 33 года, потом поднятого на ноги и введенного в превеликую силу каликами перехожими (святыми странниками)». С Кара-малаем - «с российской первой перчаткой вышло наоборот: в юности и молодости силушку в себе чуял богатырскую, а на 27-м году занемог»: стало быть, «не прошли даром промозглая окопная стужа на германской, полные нервного напряжения бессонные ночи в прифронтовой Казани да еще трехсуточная «ванна» в студеной болотной воде, принятая по причине непредвиденной встречи под Высокой Горой с бородачами-лесовиками». Врачи лечили Нура Алимова в его же квартире: там и питание было лучше, и была возможность отвлечь Нура Алимова от грустных мыслей. Через месяц он встал на костыли, а еще через месяц обходился палочкой. Закончилось всё тем, что Нур Алимов был списан медкомиссией с военной службы, получив, как говорили татары, «козий билет».
В конце 1918 г. Алимов приехал в Москву, а в начале 1919 г. выехал в Симбирск со штатным назначением - уполномоченным по налаживанию в губернии обществ потребительской кооперации. Позже было официально отмечено, что благодаря кооперативным объединениям типа товарообменных лавок, которые помогали в продразверстке, не обостряя отношений между городом и селом, в 1919 г. хлеба в Симбирской губернии заготовили вдвое больше, чем год назад.
далее к сожалению текст обрывается..
https://vk.com/club82668928