Актуальность Грибоедова

Mar 23, 2014 20:02

Меньше всего Александр Сергеевич Грибоедов был человеком отвлеченного мышления. Не оставаться праздным наблюдателем происходящего в мире, но самому практически и активно участвовать в происходящем, "самому быть творцом нравственного улучшенного бытия своего" и, тем самым, творчески содействовать людям - так понимал Грибоедов назначение человека и цель его деятельности.


Все эти черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли отражение в комедии "Горе от ума (вышедшей в 1825 году с большими цензурными сокращениями), прежде всего - в образе Чацкого. Замечательны сила и острота политической мысли Грибоедова. Он заклеймил пошлый и варварский мир крепостнического общества, где, по его словам, "холод до костей проникает", где достоинство человека ценилось "в прямом содержании к числу орденов, полученных на царской службе, и крепостных рабов" в личном распоряжении.

Белинский называл комедию Грибоедова "благороднейшим гуманистическим произведением, энергичным (и притом еще - первым) протестом против гнусной расейской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников, против нашего светского общества, против невежества и добровольного холопства".

В образе Чацкого Грибоедов, впервые в русской литературе, во весь рост показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры; человека, пытливо ищущего новые, более совершенные, формы жизни, человека нового склада ума и души, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идею, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров - ханжей и мракобесов, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним, а, напротив, отрясшего его прах со своих ног...

Чацкий, более, чем какой-либо другой из героев русской литературы 20-х годов 19 века, воплотил в себе черты такого "нового" человека. Это хорошо понял русский мыслитель А.И.Герцен, писавший: "Фигура Чацкого - меланхолическая, ушедшая в свою иронию, трепещущая от негодования и полная мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне возмущения на Исаакиевской площади: это декабрист". А.И.Гончаров, написавший лучшую статью о "Горе от ума", говорил, что "Чацкий начинает новый век - и в этом всё его значение и весь ум". Вне такого понимания нельзя правильно осмыслить и исторически оценить образ Чацкого, как прямого предшественника гражданских героев русской классической литературы 19 века.

Печальна была в условиях самодержавно-крепостнического строя судьба такого одиного борца, проникнувшегося сознанием необходимости изменения существующего порядка вещей, каким изображен Чацкий. Вдохновенный мечтатель, с разумной мыслью и благородными порывами, Чацкий показан во враждебном косном окружении. Он противопоставлен сплоченному и многоликому миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с их мелкими эгоистичными целями и низкими шкурническими устремлениями.

Комедия "Горе от ума" говорит о горе человека, и это горе проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема "ума" в грибоедовское время была весьма злободневной, "ум" понимался широко - как интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями "умный", "умник" связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но "вольнодумном", о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей и, еще более определенно - о члене тайного политического общества, будущем декабристе. Пылкость таких "умников" сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и всяческих обывателей "безумием", "горем от ума".

Именно ум Чацкого, в этом широком понимании, ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и Загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения, именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие качества и свойства натуры делают его, в представлении "общества", сперва "чудаком", а потом - просто безумцем.

Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как - в условиях душного невежественного общества - обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается в общественную драму целого поколения передовых людей той эпохи.

Задача создания типичного характера в типичных обстоятельствах - главная задача, стоящая перед писателем-реалистом, и Грибоедов решил ее с великим мастерством. Пушкин предсказывал, что половина стихов "Горя от ума" войдет в пословицы - так и случилось: множество грибоедовских словечек и выражений прочно вошли в повседневный речевой обиход народа и живут в нем по сей день. "Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа" - сказал в свое время Белинский.

Трагически погибший (в результате целенаправленной деятельности английских дипломатов, устроивших в Иране гнусную провокацию с резней русских дипломатов) тридцати четырех лет от роду, Грибоедов не совершил, несомненно, всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Но Пушкин, например, отмечал, что "Грибоедов сделал своё: он уже написал "Горе от ума". В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.

Он оставил неизгладимый (как бы его сегодня ни замалчивали в российских школах) след в истории национальной русской культуры, выдвинув главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени: тему непримиримой вражды защитников косного мракобесного быта и провозвестников нового мировоззрения. Эта тема приобретала (и, похоже, приобретает вновь)  всё большую остроту , отражая общественно-исторические противоречия эпохи.
Previous post Next post
Up