Татамо: если женщина не сдается - ее ломают через колено. В клерикальном обществе. Ибо: жена да убоится мужа своего... Вот она и сигает в окно, сводя счеты с жизнью.
Оригинал взят у
katussja в
Если женщина не сдается...Вышла первая статья цикла. Следующие в работе. Кто скажет, что проблема выдумана - может бросить в меня камень.
«Если женщина не сдается, она побеждает;
если сдается - диктует условия победителю». Карел Чапек
Заданная в статье, повсеместно обсуждаемая и весьма актуальная на сегодняшний день тема интереснейшей беседы с социальным психологом Штефеном Йосом отразила не только положение, но и роль женщины в современном обществе, исходя из его ментальных, философских, политических и конъюнктурных установок.
Еще каких-нибудь 100 лет назад поэтические выражения «прекрасная половина человечества» и «слабый пол» были увязаны в нашем сознании, как две грани единого целого. С конца 80-х годов двадцатого века, прочувствовав в полной мере вкус эмансипации, женщины, подтверждая первую часть слогана, делом оспаривают вторую, заявляя о себе во весь голос: «Пришло наше время».
Заметим, что социальный статус - это положение женщины на ступени социальной лестницы, связанное со строгой иерархией, основанной на происхождении, образовании, наличии власти, уровне достатка и способе его получения: от домашней хозяйки до депутата парламента или члена правительства. Социальная роль - это ее личное, не имеющее ничего общего с общественной субординацией и доходами, положение по отношению к близким людям: дочь, жена, мать, бабушка.
В прошлые три десятилетия общество, наконец, разобралось, кaк сильно стереотипы восприятия и навязанные социумом клише могут искaзить и огрaничить потенциaльные возможности женщины, осознавшей, нaсколько сильно пaтриaрхaльнaя культурa воздействует нa ее личность.
Мы затронем с вами вопрос самодостаточности женщины и ее умения отстаивать свои приоритеты для сохранения личностной идентификации при серьезных семейных конфликтах. В европейском обществе (а мы говорим именно о нем) стиль функционирования социума построен по мужскому типу, где превалирует мужская модель поведения - эмансипация выражается в борьбе женщин за свое равноправное с мужчинами положение, а не в добровольных уступках мужчин в сторону «слабого» пола.
И, тем не менее, генетически женщина легче и быстрее приспосабливается к окружающей среде, чем мужчина. Она от природы более коммуникативна и гибка в отношениях, ей свойственна социальная зрелость, устойчивость и врожденные навыки к интеграции в любую ментальную среду, что психологи относят к гендерному феномену. Такое распределение ролей при социализации психологи обуславливают тысячелетней историей эволюции человеческого сознания: мужчине всегда отводилась функция завоевателя и добытчика, где ему положено отстаивать свою честь в силовых поединках. Женщине - функция хранительницы семьи, берегини очага и созидательницы уютной атмосферы, где коммуникабельность - главное оружие при построении отношений.
Счастье быть собою
Я родом из такого же патриархального общества, где женщина долгое время имела лишь утилитарное предназначение, а ее основная ценность заключалась в наличии репродуктивной функции и возрасте, чем являются, исключительно, паспортные данные. С самого первого дня своего рождения и появления на свет к женщине - так уж устроен мир - предъявляют претензии: она ДОЛЖНА окружающим по факту своего рождения. Сначала родителям, затем - среде, в которой растет и воспитывается, далее - детям, мужу.
В представлении многих мужчин женщина пришла в этот мир, чтобы отстоять свою вахту возле плиты, отстирать положенное ей количество пеленок, обслужить супруга и благодарить Всевышнего за данную участь. Потому что мужчины, как правило, ориентированы на материальное восприятие мира, а женщины - на духовное.
Вопрос, вообще-то, очень прост - все зависит от самой женщины: надоело ей быть средством для обеспечения комфорта в представлении ее спутника жизни, она считает для себя невозможным вести постоянный бой за право быть самой собой, значит, нужно не свое сознание калечить, что сопряжено с ужасной ломкой и личной трагедией, а изменять свое отношение к миру: не устраивает партнер - меняйте партнера, а не себя.
Речь идет, в принципе, не о непременном наличии партнера под боком, как обязательного атрибута современной жизни и показателя личностной успешности женщины, а о внутренней независимости и душевном комфорте. Если именно этот мужчина вынуждает женщину жить жизнью не свойственного ей персонажа, тем самым калеча ее психику, в ее же интересах расстаться с ним до того, как ей придется возрождать себя из пепла.
Главным критерием в ее жизни должна стать установка: «Живу только в согласии со своей внутренней природой». Если внутренняя сущность женщины слишком рaсходится с внешними установками, ей нередко приходится приспосaбливaться рaди того, чтобы быть принятым окружaющими -- и при этом может случиться тaк, что она будет постоянно носить мaску. Поэтому, когдa нa сознaтельном уровне женщина подaвляет в себе данную ей от рождения aрхетипическую природу и вынуждена принимать на себя чужую роль, в ее организм входят стрaдaния и противоречия.
«Мы с тобой одной крови»
Скажите, женщине когда-нибудь будет предоставлена возможность жить для себя лично? Когдa женщина отрезaна от внутренних источников рaдости и жизненной силы, ее существовaние кaжется ей плоским и бессмысленным. Если ее социальный статус для нее важнее, чем ее социальная роль, почему она должна жертвовать своим физическим благополучием и моральным здоровьем ради неудовлетворенного тщеславия ее партнера и его нереализованных амбиций?
Если в женской душе нет гармонии и согласия со своим Я, женщина испытывает серьезные страдания, задевающие не только ее саму, но и всех окружающих. Будут ли счастливы дети, видя ежедневно перед собой измученную и недовольную судьбой маму? Разве можно исключать положительное влияние профессии, хобби, просто любимого занятия и изредка проводимого досуга с подругами вне семьи на стабильность женской психики? Будет ли счастлив муж, считающий себя вправе отсылать жену к плите и воспринимать ее, как обслуживающий персонал, имея прекрасную возможность хотя бы изредка проявить к ней подобающее внимание? В итоге, вместо мира, в семье наступает перманетная война, в которой супруг уже намеренно старается деморализовать жену, дестабилизировать ее душевное равновесие и указать ей ее место, словно она несмышленный ребенок и сама не разберется, чем ей заняться.
Отсутствие внутренней свободы и осознание искусственного ограничения приводит к полной катастрофе в семейных отношениях. Ведь когда-то наступает предел ее терпению, и она готова пойти уже на какие угодно жертвы, лишь бы ее оставили в покое. Но стоит женщине заявить протест против навязываемого ей рабского положения, как она мгновенно вступает в конфликт с социумом, построенном на силовых установках.
Чаще именно мужчины задают определенную и очень жесткую концепцию общественных отношений: «Больше, быстрее, сильнее», заменяя человеческие социальные связи на коммерческое и материальное общение, основанное на стимуляции потребления. Именно по этой причине современные бизнес-леди, предпочитающие общественное успешное положение личной жизни, сознательно не строят фундаментальных семейных отношений, т. к., их образ мышления построен по мужскому типу: завоевать, убрать соперников, занять лидирующую позицию.
Вряд ли найдется мужчина, готовый с первого взгляда воспринимать жену, как соперника на поле брани, вместо того, чтобы видеть рядом с собой подчиненное и хрупкое создание. В такой семейной паре очень быстро ставится вопрос о разводе, т. к., каждый из супругов ориентирован на личное благополучие, престиж и социальную независимость, чем на компромиссы для обеспечения семейной гармонии. Если же бизнес-леди и заключают браки, то на взаимно-выгодной основе и с такими же самодостаточными мужчинами, уважающими волеизъявление женщины, не ограничивающими ее желание к самореализации в общественной жизни и признающими ее потребность к признанию в социуме. Точкой отсчета для женщин в таком браке служит ее социальный статус, а не социальная роль, как обязанность, а скорее - как данность. Отношения в такой семье базируются на признании взаимных интересов, а не на зависимости слабого от сильного. Потому главная на сегодня, по мнению социологов, проблема одиночества или психологической несовместимости заключается в неравном браке - не по происхождению, а по менталитету.
Вещь или человек?
Именно в связи со все более возрастающим риском падения значимости семьи в обществе и нивелирования роли мамы, В Германии, например, государство прилагает громадные усилия к сохранению женщиной ее личностной идентификации и помогает семьям в воспитании детей, оценивая подрастающее поколение с точки зрения инвестиции в общество.
Сексизм и дискриминации по половому признаку преследуются по закону в Германии, поэтому женщине в немецком обществе намного легче реализовать себя, как личность, где ее вполне естественное и объясимое желание занять определенную ступень на лестнице иерархических взаимоотношений, вопреки вековым традициям и сложившемуся за века представлению, не входит в серьезное и фатальное противоречие с социальным мировоззрением.
Основные требования общества к женщине: уравновешенная, с большим творческим и чувственным потенциалом, способная сама себя обеспечить и создать в семье благоприятную атмосферу любви и взаимоуважения - возможны, благодаря активному содействию государства, оценивающего женщину не как приложение к мужчине, а в качестве самостоятельной и психологически независимой личности.
Если же женщина пытaется соответствовaть ожидaниям окружaющих, жертвуя при этом своей подлинной природой, она либо преуспеет в мире и выяснит, что лично для нее эти успехи не имеют никaкого смыслa; либо потерпит неудaчу, что особенно тяжело после того, кaк она не сумела сохрaнить верность своей внутренней прaвде. С другой стороны, если человек принимaет себя тaким, кaк есть, но, в то же время, осознaет необходимость овлaдеть социaльными и деловыми нaвыкaми, тогдa aдaптaция к миру не повлечет зa собой угнетение своей подлинной природы и снижение сaмооценки, но будет служить инструментом для более полного сaмоосуществления.
«Браки в эмигрантской среде чаще всего очень не стойкие, даже если пара въехала в страну уже с зарегистрированными супружескими отношениями» - заметил Штефен Йос. «Женщины, в связи с данной от природы психической гибкостью и способностью к приспособлению в новой среде (даже при мимикрии), очень быстро перестраиваются на новый лад, взяв за основу собственной жизни существующее и узаконенное право на самоопределение. С чем никак не могут и не желают смириться мужчины, воспринимая жену, как свою вещь. Даже не собственность, о которой надо заботиться, а именно, как вещь, которой не стыдно похвалиться перед окружающими. Рано или поздно женщине надоедает быть выставочным экземпляром или целью для поддержания престижа ее супруга».
Все разговоры о несовместимости национальных менталитетов и индивидуальных точек зрения на жизнь - ничто иное, как оправдание собственного бессилия и поражения. Чаще несовместимыми становятся выходцы из одной ментальной среды, где женская половина давно ушла вперед, а мужчина не может признать поражение - он ведь по натуре завоеватель, покоритель и лидер. Вплоть до того, что жене вменяют в вину нежелание терпеть унижение ее женского и человеческого достоинства.
Обратите внимание - при распадающемся браке из-за проблем с общественной реализованностью мужчина традиционно обделен социальными контактами, в противоположность его жене - мгновенно обрастающей кругом знакомых, коллег и приятелей. Уровень принципиальной интегрированности в среду, что касается и коренных жителей, определяется наличием и количеством социальных связей: чем их меньше - тем ниже степень социальной зрелости. Такое положение вещей и называется неравным браком - женщина не желает изолировать себя от внешней среды и замыкаться на внутреннем хозяйственном укладе и домашней сфере.
Мужчина же, обделенный внешней жизнью, замыкается на собственных переживаниях, обвиняя жену в своем, как ему кажется, второстепенном положении и, как следствие, возрастающей социальной деградации. Таким образом, весь вопрос заключается лишь в собственной самооценке, формирующейся у обоих полов под влиянием вековых традиций и прогрессивности мышления, при отсутствии страха показаться белой вороной: «Если ты ощущаешь себя белой вороной - пришло время искать другую стаю».
***
Татамо: угу.
http://tatamo.livejournal.com/2387603.html Понятно, отчего некоторые мои френды-мужчины, окопавшиеся в Германии, стреляют сюда, в Россию, зажженными ярким огнем сексистскими, религиозными и националистически-профашистскими стрелами - там-то, оказывается, их быстренько призовут к ответу. А френды в Скандинавии, например, в Финляндии, говорят о высоком уровне домашнего насилия над более слабыми, детьми и женами, когда статистика просто вопиет количеством убитых мужем жен. Что касается восточных женщин, они дружно напялили паранджу, во избежание. У нас же, зачастую, мужчина просто уходит в бутылку, либо налево, хлопая дверью в случае, когда жена тычет его этим и, досаждая слезами, взывает к ответу, постылая... Ну что ж, остается констатировать очевидный факт: будущее за Китаем, который сумел вырваться из заколдованного круга надуманных ограниченностью интеллекта и неутолимой алчностью амбиций стен. Пока, во всяком случае, курс взят правильно, лишь бы они сумели избежать мировой войны... Слово "война" в этой записи - ключевое, ибо им уже сам воздух пропитан.