Недавно услышала по ТВ прекрасное выражение "о хаврУта, о митУта" - או חברותא או מיתותא (что-то типа без друзей и жить незачем).
Зацепилась, полезла искать и пошло-поехало... целый пласт истории и культуры, о котором понятия не имела.
Оказывается, в Талмуде Бавли (Вавилонском Талмуде) была такая личность Хони а-Меагель (חוני המעגל) - праведник и чудотворец, который натворил всяких чудес и остался в памяти народной, несмотря на то, что никаких галахических упоминаний о нем нет.
В Мишне описывается история, когда Хони а-Меагель, известный тем, что Бог исполняет все его просьбы, молился о дожде в засушливый год. Но дождь всё не шёл. И тогда Хони чтоб не потерять лицо очертил вокруг себя круг и поклялся, что не выйдет из него, пока не будет исполнена его просьба: тут же начал капать дождик. Но ученики, наблюдавшие чудо, сделали кислые лица и рот куриной жопкой и сказали: - "Разве ж это дождь? Так, отмазка, чтоб ты уже пошел домой и перестал доставать Бога глупостями". Немедленно хлынул ливень, грозивший преврaтиться в наводнение. Тут уже ученики поняли, что погорячились и закричали: - "Помолись уже, чтоб прикрыли крантик, а то потонем тут все нафиг с твоими фокусами!!!" И снова обратился Хони к Богу и сказал с тяжелым вздохом: - "Ты ж видишь, Создатель, с кем приходится работать - нет дождя им плохо, есть дождь - им опять плохо. Прикрути уже крантик, а то как бы чего не вышло..." И в тот же миг подул ветер, засветило солнце и народ радостно пошёл по грибы.:))) До следующей депрессии.
А Бог, тем временем, послал Хони месседж через пророка Шимона бен Шетаха: - Ты смотри, довыпендриваешься со своими капризами, лопнет моё терпение! Фокусничай, да знай меру".:)
Вторую историю про Хони а-Меагеля мы все частично знаем. Помните рассказ Льва Толстого о старике и яблонях? "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков. Старик сказал: - Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
Так вот, это один в один история Хони а-Меагеля, который встретил человека, сажающего харув (рожковое дерево), дерево, которое принесет плоды только через 70 лет. И та же песня: я в своё время ел харувим с деревьев, которые посадили мои деды, а с этого будут есть мои внуки. Логично.:)
Но история Хони не такая куцая, как история Льва Николаевича. Она имеет очень интересное продолжение. Поговорил Хони с благотворителем, устал, сел в тенёк перекусить. И, как водится, задремал. На минуточку, на семьдесят лет - умели люди жить в прежние времена!
Просыпается - видит, дерево-то выросло и какой-то парень собирает с него харувим. При перекрестном допросе выяснилось, что он внук того, который сажал (в хорошем смысле) - всё сбылось тютелька в тютельку.
"А, так я семьдесят лет проспал???" - догадался мудрый Хони. И пошёл домой - куда ж ему ещё? Приходит - а никого жеж нет, все натурально померли давно. Только внук его, с которым они совершенно не знакомы, жив и здоров.
"А ты кто такой, что ходишь тут, спрашиваешь?" - поинтересовался внук.
"Ах, извините, я забыл представиться" - смутился Хони, -"Я твой дед, Хони а-Меагель".
"Да-да-да" - ухмыльнулся внук, - "Бабушке своей расскажи!" Не поверил, короче.
Пошел он в ешиву, а там разбирают тексты, ссылаясь на его, Хонины толкования! Хони к ним: "Я вернулся, товарищи!" А они ему: "Иди, иди отсюда, мы по воскресеньям не подаём!"
И пошёл бедный Хони, повторяя про себя: "И нет уже свидетелей событий, и не с кем плакать, не с кем вспоминать"... И вот тут он сказал знаменитую фразу, с которой я начала свой рассказ: או חברותא או מיתותא - к чему жить, если нет тех, кто тебя знает и помнит. И взмолился о смерти. Что и было исполнено, как и все другие его просьбы.
Интересно, правда?