Логично после старинных замков и крепостей рассказать о военных укреплениях 20 в. Еще во время наших велопокатушек по Карельскому перешейку мы видели грандиозные сооружения линии Маннергейма, созданной для обороны при наступлении СССР в 20-30-е годы. Тогда они произвели на меня очень сильное впечатление своей мощью. И потом в Финляндии несколько раз мы проезжали мимо укреплений линии Салпа. Salpa - по-фински - затвор или засов. Ее начали строить после Зимней войны в 1940 г., в 1941 г. вооружение было снято и отправлено на фронт, а с 1944 строительство возобновилось и продолжалось до конца войны.
Линия Салпа мощнее линии Маннергейма, при ее строительстве учтены прошлые ошибки. Вдумайтесь только: длина ее 1200 км вдоль всей границы с СССР, 728 бетонных сооружений, 225 км противотанковых надолбов, около 130 км противотанковых рвов, 350 км различных траншей, 3000 ДЗОТов, 254 шарообразных бункеров. Также имелось 315 км заграждений колючей проволоки.
Линия Салпа имеет и большую глубину: от передовой линии до тыловой десятки километров.
Кроме мощи этого сооружения, меня удивило отношение к нему финнов. На линии несколько небольших музеев, а многие ДОТы просто открыты для посещения. При этом туда проведено электричество, там сухо, чисто и нет вероятности вляпаться в какашку, при том что их не охраняют. Около ДОТов стенды, рассказывающие о линии Сарпа и ее строительстве.
UPD от Игоря (
lindenrus): В этом месте несколько таких полукапониров, соединенных траншеями - целая крепость, по которой можно долго ходить. Для посещения открыт только один, но все они однотипные. Поражает чистота и ухоженность, и то, что это без охраны, билетов, вот просто так, в лесу у дороги. Когда входишь - автоматически включается свет (мы-то уж налобные фонари приготовили), внутри на нарах лежат стопки цветных буклетов. В помещениях сохранен интерьер - трубопроводы, вытяжки, шкафы, оборудование, только что не стоят манекены.