Свернув с Ярославского шоссе на Иваново мы попали в Гаврилов Ям - маленький городок, в котором по определению должно быть что-то, связанное с ямской службой. Так и есть -
небольшой музейчик, существует несколько лет и все, кто там был восторгаются рассказам ямщика.
Но от нас ямщик сбежал и поручил нас своей коллеге - (ямщице?). Она поведала нам, что была здесь ямская станция, что ямщик - это вовсе не извозчик, а тот, кто управляет ямской избой, добывает и содержит лошадей и набирает на службу охотников - это не мужики с ружьями, а охочие до работы извозчиками люди. Еще ямщик должен быть грамотным, чтобы заполнять всякие загонные книги и суметь прочитать подорожные грамоты.
А само слово «ям» пришло к нам от татаро-монголов. Они первыми занялись перевозками по своей огромной территории и создали систему ямов - почтовых станций, где можно было отдохнуть и поменять лошадей.
Здесь же есть еще музей - подызбица - где хранили лед, но сейчас он был закрыт. Да и смотреть лед зимой в лютый мороз было бы не так уж прикольно)
Ну, и как же ямская станция без каретного сарая?
Там всякие санки - оказывается, на санях ездили и летом - по нашей раскисшей глине это куда лучше, чем на колесах. Еще почему-то всегда думала, что розвальни - это хуже, чем сани, ан нет! В них сидеть комфортнее, а если накрыть себя шкурой белого (именно белого) медведя - то это просто лакшери).
А это санки для города - полозья обиты железом
Дровни - санки для перевозки грузов
Еще нам поведали, что дуга в упряжи лошади была только в России на наших северных ухабистых дорогах, и служит она дополнительным амортизатором.
В общем, музей прикольный, там еще можно заказать кучу интерактивных программ и мастер-классов, ну а нам пора ехать дальше!