Таруса - это милые домики в красивых садах. И вот в один из таких домиков удалось нам попасть. И это не просто домик - а дом и сад Ракицкого. Не знаете, кто это? Сейчас мы эту оплошность исправим)
Честно, до недавнего времени я тоже не знала этого имени. Но тут мы собрались в Тарусу, и выбирали музейчики, в которых можно побывать. И совершено случайно нашли «Сад и дом-музей Ракицкого». Почитали отзывы про сказочное место, и, конечно, поехали. Да, кстати, заранее купили билеты на экскурсию, которые за неделю уже заканчивались.
Так что же это за популярное место такое, хотя про Ракицкого мало кто знает?)
Начнем сначала, а именно про личность Николая Петровича.
Фото с сайта музея
https://tarusagarden.ru Это очень образованный, причем совершенно в разных сферах, человек. Он закончил факультет философии Киевского университета, потом сельскохозяйственную академию в Баварии и получил художественное образование в Италии. Свободно разговаривал на 6 языках.
Супруга его была ему под стать - писательница Софья Захаровна Федорченко. Кстати, про нее есть статья в Википедии, а про Ракицкого нету. Во время Первой мировой войны она была сестрой милосердия на фронте, и вернувшись домой, увидела, что здесь никто и не думает о войне. Федорченко написала книгу «Народ на войне», собрав свои воспоминания о том, что ей рассказывали солдаты. Книгу оценили очень высоко, а вот Д.Бедный разгромил ее якобы на том основании, что это не документальные сведения, а фальсификация. Софья Захаровна приняла это близко к сердцу, у нее обострился туберкулез и отнялись ноги. И вот тогда любящий муж решил спасать ее. Купил в Тарусе домик и в 1926 г. увез туда свою жену.
А теперь посмотрим, как можно любить и что можно сделать для любимой.
Дом небольшой, но насколько эргономично организовано внутреннее пространство. На кухне печка, в которую вмонтирован бак для горячей воды.
Отдельное помещение для теплого туалета, с вентиляцией. В доме несколько печек, и на одной в столовой калужские традиционные изразцы, которые Ракицкий вывез из одной разрушенной усадьбы рядом с Тарусой.
Кстати, ни один не повторяет другой, а это рисунок Ракицкого. Кресло из дома семьи Цветаевых, которое спасла Софья Захаровна, а рисунок на нем - дело рук Ракицкого.
Рисунок до сих пор яркий, потому что именно за изобретение этой краски был получен Ракицким патент. Кстати, Николай Петрович не только сам изобретал краски, но и делился своими знаниями. Им написано две книги, и одна из них «Обработка плодов и овощей в домашних условиях». Все про соления, варения, а также красители, лечебные травы, и такие лайфхаки, как, например, кофе из топинамбура. В 20-е голодные годы очень нужная книжка. Кстати, в 1920-х годах он возглавлял Комиссию по борьбе с голодом.
И еще одна книга была им написана - «Обустройство садовых и придомовых участков» - фактически энциклопедия ландшафтного дизайнера.
И, конечно, участок у дома был для Ракицкого настоящей лабораторией.
Он занимался акклиматизацией растений из других климатических зон, привозя их из своих разнообразных командировок. Стремился подбирать оптимальные сочетания растений, которые не мешают, а помогают друг другу расти.
С северо-западной стороны сад был защищен от ветров и метелей высокой живой стеной из 23-х берёз.
Читала, что саженцам Ракицкий давал два шанса: если после второй подкормки растение не взойдет, то вместо него будет посажено другое. Зато при посадке он даже учитывал, в какую сторону света было повернуто растение на прошлом месте.
Всего росло 139 видов растений. Одних жасминов было 7 сортов. Кстати, часть саженцев подарил Ракицкому Паустовский.
Жасминовая аллея
И все это притом, что до 1954 г. в Тарусе не было ни газа, ни воды, ни электричества. Ракицкий сам носил воду из пруда неподалеку.
Это огромное дерево - Сирень амурская
Но садом и огромной работой по его поддержанию не ограничивалась деятельность Николая Петровича. Он собрал коллекцию из более 200 живописных работ и предметов, включая полотна западноевропейской живописи, изделия из фарфора, фаянса, стекла, фрагменты старинных кружев, а также декоративно-прикладного искусства. И в 1963 г. передал ее Тарусе. За создание картинной галереи и заслуги перед городом в 1967 г. Ракицкий был объявлен почетным гражданином Тарусы.
В 1979 г. Николай Петрович умер. И дом без хозяина начал тоже потихоньку умирать, а сад зарастал. И только в 2020 г. началось его возрождение. Помог, как ни странно, ковид. Вообще он очень многое изменил в жизни людей, и в том числе отношение к жизни. Мы начали понимать, что, если у тебя есть шанс что-то сделать, откладывать нельзя. А с другой стороны, многие чуть притормозили свой бешеный бег и начали смотреть на жизнь, как подарок.
Так вот. Некто Евгения Жданова, успешный дизайнер интерьера из Москвы, проводила ковидные месяцы в Тарусе. И так пленил ее это город, что она решила купить здесь дом. И на сайте ЦИАНа одно из объявлений было именно про дом Ракицкого. Причем, конечно, про Ракицкого не было написано, а было просто 2 плохоньких фотографии: на одной заросший сад, на другой изразцы печки. И через 15 мин Женя уже стояла у калитки. Внутри были джунгли сада и живой дом.
И вот уже несколько лет Евгения возрождает дом и сад. Чинит, реставрирует, сажает и красит. В доме она старается сделать все так, как было при Ракицком - к счастью, есть фотографии. Точно так же она делает и в саду - есть план сада, а помогает ей ландшафтное бюро «Мох». И все время поражается удивительным маленьким находкам в доме и большому таланту и желанию Ракицкого улучшить этот мир.
Беседка в саду была построена заново, по оригинальному проекту. В плетении абажура использована традиционная тарусская вышивка. В беседке устраивают чаепития. А еще есть «гастрономические» планы - пробовать готовить по рецептам из книги Ракицкого и угощать гостей.
Кстати, даже если не заходить в сад, все равно уже сразу видно, что жил здесь необычный человек. На заборе Евгения устроила выставку копий картин, переданных в Тарусскую галерею. Они напечатаны на ультратонкой керамике в натуральную величину, и их можно наблюдать все время.