На берегу Белого-белого моря стоит поморская деревня Калгалакша - не путать с Кандалакшей, хотя очень похоже по звучанию) Кстати, название произошло от слов kealg, kealgan, что в переводе с саамского означает «ягельник; место, где пасутся олени», а «лакша» - залив.
При словах «поморская деревня» представляется что-то суровое, добротное, просоленное морем и промороженное ветрами. В общем, так оно и есть, но со многими нюансами, которые, увы, не красят здешнюю реальность.
Первое письменное упоминание об этом поселении встречается в документах, датируемых 17 в. Сложно сказать, как тут было при архангелогородцах-староверах, бежавших «от властей». Думаю, что жилось им в условиях севера трудно, но хозяйства были добротные, дома прочные, лодки просмоленные, а рыба и другая снедь заготавливалась в нужных количествах. Дорог скорее всего не было, но люди перемещались по морю.
От прошлых веков в деревне остались несколько домов конца 19 века, амбар и церковь.
Церковь Спаса Всемилостивого была сооружена в 1844 г. Являлась соборной церковью для окрестных приходов, к ней был приписан постоянный священник. После революции церковь закрыли и перестроили.
Фото 60-х годов с сайта pastvu. com
Сначала в ней был клуб, а потом правление колхоза. Сейчас на церкви висит табличка, но по словам местных жителей священника нет, а церковь закрыта.
Да и для кого открывать здесь церковь? Летом в деревне, конечно, жизнь бьет ключом. Приезжают дачники, многие из которых родились здесь, но потом уехали в города.
Проходят группы туристов, которые сплавлялись по Калге, а теперь идут в море. Приезжают и те, кто просто хочет пообщаться с северной природой на Белом море и половить рыбку. Магазин работает 2 раза в неделю по вторникам и пятницам с 11 до 13 ч.
Мобильной связи нет, но у местных жителей свои симки, так что дозвониться до них можно. Дорога до Энгозера существует, хоть и оставляет желать лучшего - довольно убитый грейдер, по которому может проехать только внедорожник или такая же убитая девятка. 40 км мы ехали на УАЗике 2 часа.
А зимой постоянных жителей здесь остается 12 человек. К счастью, дорогу чистят, со времен колхоза остается ЛЭП. Рыболовецкий колхоз имени 12 годовщины Октября перестал существовать в 2011 г., а до этого был довольно большим предприятием. Здесь ловили рыбу, а ее тут много. А еще собирали водоросли: ламинарию и фукус - дело очень трудоемкое, но не слишком выгодное. Было и стадо овец. В деревне строили кирпичные дома, была даже колхозная гостиница. Колхоз пережил лихие 90-е, но потом все-таки загнулся. И сейчас вообще не очень понятно, чем живут местные жители, особенно холодной приполярной зимой.
Фото 60-х годов с сайта pastvu. com